Посвятительный путь

Элементы посвятительной традиции в произведениях художественной литературы связаны как правило с мифологическими сюжетами. Наиболее распространены были древнегреческие мифы, в том числе троянский цикл, включающий две ступени посвящения. В XVII-XVIII веках схема посвятительных обрядов была закреплена в масонстве и впоследствии повлияла на художественную литературу Нового времени (роман воспитания, роман странствий).

1. Годы учения и годы странствий Вильгельма Мейстера.

Одним из наиболее значительных романов воспитания является роман Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера» (нем. Meister - мастер). Первый этап воспитания главного героя - театральные странствия, которые заканчиваются пожаром. Пройдя через огонь, герой попадает в сад. У Гете сад - это замкнутое, отгороженное (Garten, огород) пространство, сохраняющее сакральные ценности. Через «садовую» терминологию Гете «пропускает» философию, эстетику, живопись и архитектуру. Символика сада как бы удваивается, когда Вильгельм Мейстер видит сон, где прошлое соседствует с неясным будущим. Следующие этапы его странствий предваряются целым рядом магико-алхимических действий во сне.

Все эти испытания и события - пожар, сад и сон - предшествуют встрече Мейстера с членами Общества Башни, которые в дальнейшем осуществляют воспитание главного героя. В садовом домике, расположенном в центре сада, Вильгельм Мейстер впервые входит в Зал Прошедшего. Этот зал заполнен скульптурами, а центре стоит пустой саркофаг. В последнем эпизоде как и в других этапах посвятительного пути отчетливо просматривается масонская символика. Это и неудивительно, поскольку незадолго до начала работы над романом (1787 г.) Гете вступает в масонскую ложу в Веймере (1780 г.).

За внешней канвой событий скрывается духовный путь героя. В первом романе эти ступени обозначены как театр, стихия огня, пространство сада, а в качестве сакрального центра выступает Зал Прошедшего в садовом домике. Во втором романе, посвященном Вильгельму Мейстеру, – «Годы странствий Вильгельма Мейстера», он снова совершает путь по направлению к Общине Башни и вначале проходит три подготовительных этапа. Первая остановка - часовня св. Иосифа в долине, куда Мейстер спускается, проходя через каменный массив. В символическом плане это возврат к истокам. Из-под алтаря он извлекает чудесный камень, позволяющий находить клады, а в пещере он находит шкатулку без ключа.

Вторая остановка - сад плодородия, изобилующий дарами земли. Это не парк, как в первом романе, а плодовый сад. Третья остановка - дом Макарии, имеющей особую связь с астральным миром. Перед встречей с Макарией описывается сон, в котором звезда сияет над троном и затем поднимается к небу. Все подготовительные этапы странствий Вильгельма Мейстера в символическом плане соответственно означают подземное (долина), земное (сад плодородия) и небесное (дом Макарии) Бытие. Это путь из прошлого через настоящее (земное) к будущему.

После трех остановок Вильгельм Мейстер попадает в Педагогическую провинцию. Здесь он видит три группы учеников, имеющие разные жесты приветствия: младшие поднимают глаза к небу, средние опускают взор к земле, а старшие стоят прямо. Первые ищут истину на небесах, вторые - у предков, а третьи - среди людей.

Вильгельм Мейстер осматривает две галереи, на стенах которых он видит географические карты, картины и поясняющие их надписи. Внешняя галерея посвящена ветхозаветным сюжетам, а внутренняя галерея - сюжетам Нового завета. Таким образом, постижение истины происходит через образы священной истории, причем на двух уровнях - внешнем (Ветхий завет) и тайном (Новый завет).

Заключительный этап странствий Вильгельма Мейстера - Община Башни (общество отрекающихся). Здесь впервые мы встречаемся со строительной символикой. И сам путь, пройденный героем к Общине Башни, напоминает строительство дома: камень - основание дома, плотник Иосиф - строитель стен, живопись - украшение дома. Весь путь странствий Вильгельма Мейстера - это ступени посвящения. Вначале он проникает в тайны земли и неба, затем проходит этапы священной истории и, наконец, постигает секреты ремесла. На завершающем этапе он все-таки находит ключ от той загадочной шкатулки, открыть которую может только посвященный. Внутри нее - не сокровища, а миниатюрная комната. Такая шкатулка в XVIII веке – отголосок комнат памяти XVII века, послуживших прообразом масонского храма. Так полузабытое искусство памяти неожиданно всплывает в романе Гете.

2. Фауст.

В самом начале трагедии Гете показывает нам, как ученый, постигший все науки, стремится выйти за пределы человеческого знания; его охватывает жажда высшего знания и он обращается к тайной мудрости. Первая сцена трагедии происходит в кабинете «с высокими сводами в готическом стиле» («готический» означает магический). Здесь Фауст вызывает Дух Земли, что соответствует символике первоэлементов в темной комнате.

В последующих сценах можно усмотреть второй, скрытый смысл, отражающий этапы посвятительных обрядов. Так, в сцене у городских ворот Фауст сидит на камне, где раньше «томил себя постом», т.е. готовился к посвящению. Здесь же он видит подмастерьев, с которыми говорит об алхимии, наконец, проходит через ворота (как бы пересекает границу между профанным и сакральным мирами). Следующие сцены в кабинете отражают обряд посвящения первого градуса: Фауст обращается к Священному Писанию, подносит к губам склянку с ядом, заклинает Мефистофеля именами четырех стихий.

Дальнейший путь Фауста можно представить как поиск совершенства: Маргарита -любовь, Елена - красота, Фауст-созидатель - сила, Гомункул - мудрость . В поисках любви он оказывается в немецком средневековом городке, идеал красоты находит в Древней Греции, мудрость созидает в алхимической лаборатории. Начало второй части трагедии символизирует переход от тьмы к свету (восход), но вслед за этим описано нисхождение в глубины земли, в царство первопредков (Матерей). Там Фауст получает треножник, необходимый для вызова Елены из Аида, и возвращается, одетый в жреческое платье как свидетельство того, что он прошел очередную ступень посвящения.

Весь путь Фауста во второй части трагедии отмечен явными знаками посвятительных испытаний: алхимические символы (золото на маскараде, химический человечек) и стихии (скалы, водопад, пожар во время маскарада). Обязательный этап, который проходит герой у Гете, - это театр. В первой части описана театральная судьба Оберона и Титании, во второй - маскарад и явление призраков Елены и Париса на сцене театра. Здесь же мы встречаем и любимые автором темы - плодовый и парковый сад, ключ как символ входа в подземное царство.

Если начало «Фауста» - это Средние века и эпоха Возрождения, то заключительные сцены - это уже Новое время. Здесь Фауст, которому сто лет, становится деятельным человеком, занимается преобразованием природы. Он хочет быть филантропом, благодетелем общества. Так, пройдя через любовь, красоту и власть, он достигает мудрости.

3. Волшебная гора.

В романе Томаса Манна «Волшебная гора» действие происходит в горном санатории, который противопоставляется равнине, где живут непосвященные. Главный герой, Ганс Касторп, попав в это сакральное пространство, сохраняет все черты профанного мира, но при этом он открыт для развития (в отличие от своего брата Иоахима). Его пребывание в течение полугода «здесь наверху» характеризуется отходом от привычных способов мышления и поведения, от социальных обязательств равнины. Характерно, что «там внизу» он готовился стать кораблестроителем, а в стерильной атмосфере Волшебной горы его занимают проблемы человека - медицинские, нравственные, духовные.

Путь Ганса Касторпа начинается с осознания того, что он попал в бездну, в царство теней (больных) и возврата нет, можно двигаться только вверх, к свету. Его окружают не просто больные; все они несут в себе следы прошлых посвящений. И сам Ганс подвергается разным искушениям и испытаниям: это болезнь и смерть, любовь, интеллектуальные соблазны. Пропуском в мир больных (т.е. избранных) стал алхимический символ «меркурий» - столбик ртути в градуснике. А делая рентгеновский снимок, он под шум и грохот этой техники проходит через темную комнату, где видит себя (свой скелет) изнутри.

Во время своего пребывания в санатории Ганс Касторп встречается с персонажами, которые в символическом плане соответствуют сторонам масонского храма: Лео Нафта - сила, Людовико Сеттембрини - красота, Клавдия Шоша - любовь, Мингер Пеперкорн - мудрость. Автор противопоставляет друг другу этих учителей и наставников; они постоянно борются между собой за влияние на ученика. Один из них - Людовико Сеттемрини - назван мастером ложи.

Ганс Касторп проходит через стихии, что является обязательным в обрядах инициации и посвящения: во время лыжной прогулки он попадает в метель - испытание водой (снег) и воздухом. После блужданий (странствий) по поляне вокруг хижины он видит сон, в котором проходит между двух колонн и попадает в храм; все вокруг заливает яркий свет (как в обряде масонского посвящения). Затем видение переносит его в некую утопическую страну, похожую на педагогическую провинцию, описанную в романе Гете «Странствия Вильгельма Мейстера». Пройдя школу просвещения, Ганс Касторп способен на решительный шаг к свету и разуму, когда во время спиритического сеанса включает освещение. Таким символическим жестом он подводит итог годам ученичества, проведенным на Волшебной горе.

4. Отзвуки прозы Гете в литературе ХХ века.

В романе английского писателя Питера Акройда «Дом доктора Ди» (1993) главный герой (ученый XVI века) уже в зрелом возрасте проходит посвятительный путь. Этапы этого пути напоминают те, что описаны у Гете.

1. Театр. На сцене - возвышение, колонны и скульптуры, а небесный свод - это 11 небесных сфер. В представлении, который поставил доктор Ди, слились воедино нумерология, геометрия и астрология.

2. Кабинет. В пространстве кабинета - книги, карты, глобус, астролябия, песочные часы. Главный герой ставит алхимические опыты, занимается магией и астрологией, мысленно путешествует по разным странам.

3. Келья прозрений. На полу начертаны знаки и заклинания, а в центре на столике - какие-то символы и печать со священными именами. Глядя в кристалл, доктор Ди созерцает прошлое и будущее.

4. Сон. Странствие в город мертвых, где он видит собственную казнь (символическая смерть в обрядах посвящения). Харон переправляет его через Темзу. На этом этапе доктор Ди познает царство природы.

5. Сад философов. Это алхимический сад, из которого доктор Ди через узкую калитку попадает в Сад Истины, где растет Мировое дерево, на ветвях которого сидит птица Феникс. Пройдя через лабиринт, герой выходит на яркий свет и вступает в мир с любовью.

6. Пожар. Пройдя через огонь (пожар) и воду (дождь), главный герой перерождается. Он увидел, как каменная глыба взмыла вверх и стала частью гигантской арки. Вокруг разлился свет, как бывает на восходе и закате.

Язык садов, столь любимый Гете и напоминающий строительную символику, принятую у вольных каменщиков, мы встречаем у современного американского писателя Фрэнка Херберта в романе «Капитул Дюны» (1985). В этом фантастическом романе описана постиндустриальная эпоха, когда совершенствование человека и заложенных в нем способностей вновь становится во главу угла развития общества. На протяжении столетий в этом обществе существует тайный орден Бене Джессерит, который призван направлять развитие общества и помочь ему достичь зрелости.

Для характеристики деятельности Ордена Фрэнк Херберт нашел образ садовников: работа по совершенствованию человечества напоминает выращивание сада, а сами садовники - это мастера. Возделывать сад - символ культурообразующей деятельности человека. В европейской культуре носителем этой функции были ремесленники. Вокруг Дома Соборов располагаются сады, в которых деревья высажены в геометрическом порядке. Чем дальше от центра, тем хаотичнее растут деревья. Сад как образ мира соответствует райскому саду библейской мифологии. В романе в виде садовников представлена и божественная чета - Великие садовники - в фартуках и с садовыми инструментами.

Заключение.

Масонство, сохраняющее посвятительную традицию, несомненно оказывало влияние на художественную литературу Нового времени. Прежде всего нашли отражение символические элементы обрядов посвящения: комната размышлений, алхимические первоэлементы, четыре стихии, испытания и странствия. Для масонства характерно обращение к истокам, в данном случае к эпохе Возрождения. В частности, очевидна связь масонства с театром. Но появились и новые символы: Гете первым ввел в схему посвятительного пути символику сада, изоморфную строительной символике вольных каменщиков.