В теории масонского заговора существует миф (положение): Масонство является самостоятельной религией и требует веры в «масонского бога»; вера в этого бога противоречит учениям основных религий (чаще всего христианству).
Самое примечательно то, что масонство является самостоятельной религией и требует веры в «масонского бога» и вера в этого бога противоречит учениям основных религий (чаще всего христианству) придумано не масонами, а антимасонскими пропагандистами и растиражировано конспирологами. Конспирологи и антимасонские пропагандисты на самом деле ничего не знают о масонстве и даже толком не знают, что же такое религия (подтверждается их тезисами в их собственных сочинениях).
В этой статье предлагаю разобраться с этим мифом и для этого нужно понять, что такое масонство, что такое религия, как выглядит Бог, по масонским взглядам и как сочетается масонство и христианство.
Что такое религия?
Определение религии — это противоречивый и сложный вопрос, по которому учёные не могут прийти к согласию относительно какого-либо одного определения. Множество мыслителей определяли религию каждый по-своему. В итоге насчитывается, по некоторым оценкам, более 250 определений этого понятия, по другим оценкам — до 1000.
Многообразие определений религии можно отнести к нескольким типам. В частности, первый подход к формулированию определения состоит в попытке создать «универсальное высказывание», «подлинную дефиницию» некоей «сущности» религии. Второй утверждает, что возможно указать лишь на ряд научно фиксируемых «измерений», социальных явлений, которые в том или ином обществе считаются «религией». Ни один из подходов не свободен от критики
Религия (через польск. religia, от лат. religiō — «связанность клятвой, верой»; «святыня», «благочестие», от religare — «связывать», от ligare — «связывать») — это определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организацию (Церковь, умма, сангха, религиозная община).
Другие определения религии:
- исповедание веры посредством внешних знаков;
- организованное поклонение высшим силам. Религия не только представляет собой веру в существование высших сил, но устанавливает особые отношения к этим силам, она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам;
- духовная формация, особый тип отношения человека к миру и самому себе, обусловленный представлениями об инобытии как доминирующей по отношению к обыденному существованию реальности;
- система человеческих норм и ценностей, основанных на вере в высший, сверхчеловеческий порядок.
Также термин «религия» может пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия как индивидуальная «вера», «религиозность») и объективно-общий (религия в качестве институционального явления — «вероисповедания», «богопочитания», «конфессии»).
Понятие «религия» гораздо более новое, чем большинство мировых религий. Это слово не употреблялось в канонических документах западных религий — в еврейской Библии, Новом Завете, Коране. Латинское слово religio в значении «благочестие» было использовано в первом латинском переводе Библии. После заключения Вестфальского мира (1648) лат. religio стали использовать для обозначения вероисповедания, и в этом значении в XVIII веке оно вошло и в русский язык.
Что же такое масонство?
Масонство – это традиционный универсальный посвятительный Орден на основе Братства. Это союз людей свободных и добрых нравов, всех рас, всех национальностей и всех вероисповеданий. Он объединяет тех, для кого сохранение и развитие духовных ценностей человечества является задачей первостепенной важности.
Масонство традиционно определяется как «нравственно-этическая система, скрытая в аллегориях и иллюстрируемая символами». Но это, одновременно, и школа нравственности, и этический кодекс, и метод познания. Это подлинно «Королевское искусство». Масонство — это познание себя в этом мире. Масоны в ложе не обсуждают религию, но обсуждают духовную жизнь и философию. Масонство – это интересный философский концепт, но нужно иметь желание, чтобы в нем разобраться.
На самом деле масонство не является самостоятельной религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов.
Масонство – это не религия. Масонство требует от своих членов веры в Бога. Но масонство не заставляет человека придерживаться определенной веры, не навязывает ему какой-либо собственной системы исполнения религиозных обрядов и не требует даже определенной конфессиональной принадлежности. Все ритуалы масонства и его символика – это средства духовного усовершенствования человека, но масоны избегают суждений о Боге. Такие суждения для масона определяются конфессиональной принадлежностью (если она есть) либо внутренним духовным чувством. Масонство лишь способствует раскрытию внутренней религиозности человека, укрепляет его веру, делая ее более глубокой и искренней. Но в личные религиозные убеждения масонство не привносит какой-либо окраски.
Но масоны называют здания, принадлежащие им Храмами и некоторые даже, полагают, что там совершаются обряды религиозного поклонения. Только это совсем не так. По определению многих словарей, Храм – это здание, служащее для специальных целей какой-либо организации. Например, для проведения заседаний масонской ложи, т.е. ритуальных работ. Кроме того, по ритуалу масонская ложа символически заседает на месте строительства Иерусалимского Храма, то есть до его освящения, следовательно, он еще, строго говоря, не является религиозным сооружением.
Масонство не предполагает какого-то определенного образа жизни (помимо поведения в ложах). В масонских ложах читают молитвы при открытии ложи, однако эти молитвы не предполагают каких-то форм взаимодействия с Великим Архитектором Вселенной. И уж понятно, масонство не знает жертвоприношений и того, что в религиоведении называется «культом».
Однако — вот парадокс — масонство знает «систему символов»… Да что там знает — все масонство основано на системе символов, обрядов и культовых действий, исходящих от представлений масонов «об общем порядке бытия»!
Кроме того, совмещение двух религий невозможно. Человек не может быть одновременно иудеем и христианином, мусульманином и индуистом. А в масонских ложах мы частенько встречаем официальных представителей самых разных религий!
И как же выглядит Бог, по масонским взглядам?
У масонства нет своей теологии, т.е. своего богословия. Каждый масон должен верить в Бога своей конфессии и следовать ее правилам. Для упрощения общения между масонами разных конфессий принято в ложе называть Единого Бога «Великим Архитектором Вселенной», чтобы не было споров по поводу Его имени. Но при этом каждый масон остается верующим своей конфессии, а религиозные споры и сравнительное обсуждение теологических учений в масонстве запрещены.
Великий Архитектор Вселенной (В:.А:.В:.) — это не отдельный «масонский бог», а конвенциональный термин, позволяющий братьям всех религиозных конфессий молиться вместе, без споров, как именно называть единого Бога своей религии. Масонство основано на строительной символике, поэтому Бог в нем и именуется Великим Архитектором Вселенной.
Христианский теолог Фома Аквинский полагал, что существует Архитектор Вселенной, как первопричина, что и является Богом. Толкователь Аквинского Стивен Ричардс отмечал, что утверждение Великого Архитектора Вселенной как христианского Бога «не лежит на поверхности в теологии, а требует дополнительной веры, основа которой находится в откровении Библии».
Протестант Жан Кальвин в своём труде «Institutes of the Christian Religion» (издана в 1536 году), неоднократно называл христианского Бога Великим Архитектором Вселенной, также, как и в труде «Архитектура Вселенной» и в комментариях к Псалму 19.
Масонские историки, такие как Вильям Биссе, Гарри Лизер и С. Брент Моррис утверждают, что «Масонская аббревиатура В:.А:.В:. (Великий Архитектор Вселенной) продолжает древнюю традицию использования аллегории для Божества». Они проследили появление такого названия и аббревиатуры в масонстве из Книги конституций, которую написал Джеймс Андерсон в 1723 году. Они также отмечают, что, будучи кальвинистом, он мог позаимствовать эту аллегорию именно оттуда.
Объяснение Кристофера Хаффнера, что есть концепция «Великий Архитектор Вселенной» в качестве определения Верховной Сущности по личному выбору каждого, приводится в труде «Workman Unashamed»:
"Представьте меня в ложе, когда, преклонив голову, молюсь между Братом Мохаммедом Бокхари и Братом Эрджаном Мелвани. Ни для одного из них Великий Архитектор Вселенной не является Святой Троицей. Для Брата Бокхари он является Аллахом. Для Брата Мелвани — возможно Вишну"
Противоречит ли масонство христианству?
Эта теория никогда не выдерживала никакой критики, так как в самом начале масонство было исключительно христианизированным сообществом, во многом унаследовавшим принципы, заложенные отцами-основателями. Принципы эти всегда основывались на христианских ценностях. Даже в наши дни в Шведский масонский устав не принимают людей никаких других конфессий, кроме христиан. Главой Шведского устава, так же, как и главой церкви Швеции, является король Швеции. Масонство как организация состоит преимущественно из христиан.
Возможно ли совмещение масонства и христианства?
Наверное, лучшим ответом на этот вопрос станет заявление, что большинство из масонов США, — христиане. В ряды масонов вливались и вливаются многие выдающиеся лидеры многих выдающихся церковных конгрегаций Америки. Среди прочих вот что можно вычитать в книге «10 000 знаменитых американских масонов», — и это не учитывая всех прочих:
— преподобный Чарльз Т. Айкенс, президент лютеранского Синода Восточной Пенсильвании;
— епископ Вашингтона, округ Колумбия, Джеймс Фримен, основатель и первый строитель Национального Собора;
— епископ Уильям Ф. Андерсон, один из крупнейших руководителей методистской церкви;
— преподобный Лансинг Берроуз, герой Гражданской войны и секретарь Конвента баптистов Юга;
— преподобный Джеймс С. Бейкер, создатель Уэслианского фонда;
— Уильям Р. Райт, бывший президент Бейлорского университета, секретарь Совета попечителей воскресной школы, Конвент баптистов Юга; — преподобный Хью И. Эванс, глава пресвитерианской церкви. Поскольку это крайне важно, пусть некоторые наиболее высокопоставленные американские церковники говорят сами.
Карл Дж. Сэнлерс, епископ объединенной методистской церкви и кавалер высшей награды масонства Шотландского устава, пишет: «Моя масонская деятельность никогда не препятствовала моей верности и любви к моей церкви. Совсем наоборот, моя верность моей церкви укреплялась моими масонскими узами. Добрые масоны — это добрые прихожане».
Доктор Джеймс П. Уэсберри, исполнительный директор и издатель баптистского издания «Санклей», пишет: «Не секрет, что масоны любят и почитают Библию. Не секрет также, что масоны помогали сберегать ее в самые темные для церкви века, когда неверные стремились уничтожить ее. Библия сопровождает масонство своим священным посланием на каждом шагу его движения вверх и вперед по разнообразным и многочисленным его градусам».
Преподобный Луи Гэнт, масон и окружной суперинтендант методистской церкви, пишет: «Пусть же никто не говорит, что нельзя быть одновременно масоном и христианином. Слишком многих я знаю людей, которые являются и теми, и другими, и гордятся и тем, и другим».
Масоны гордятся тем, что в братстве нашли себе прибежище представители многих религий и конфессий. Раввин Сеймур Атлас, кавалер одной из величайших масонских наград, пишет о том, что он обрел в масонстве: «Я вырос в религиозной семье, в семье раввина, и семеро моих предков были раввинами… Я горжусь тем, что я масон, верующий в достоинство детей Господа и выступающий против ненависти и предрассудков, который стоит за истину, всеобщие справедливость, доброту и добродетель».
Таким образом, если подходить строго, то масонство, безусловно, не является ни религией, ни сектой какой-либо из существующих религий. Конечно, оно имеет отдельные черты этих понятий — духовную жизнь, духовную иерархию, какие-то представления о мистических ценностях, но все-таки масонство не отделяет себя от принятых, традиционных религий.
Выводы:
Масонство — это не религия, поскольку не имеет множества признаков религии и не требует от своих последователей определенного поведения в быту. Хотя, безусловно, определенные признаки религии у масонства (только у регулярного) есть, в частности — требование обязательной веры в Великого Архитектора Вселенной. У масонства нет собственной теологиии, т.е. собственного богословия и отдельного собственного «бога». В:.А:.В:. – это конвенциональный термин, которым в стенах ложи каждый из масонов обязан называть Бога своей личной религии во избежание споров и ссор на тему, кто есть Бог истинный. Для всех масонов он разный, но называть его разрешается только так, описательно. Для христианина Великий Архитектор Вселенной — это триединый Бог, для мусульманина — Аллах, для иудея — Яхве и так далее. Масонство не противоречит учениям основных религий и главным образом христианству. Конспирологи и антимасонские пропагандисты в действительности ничего не знают не только о масонстве они даже имеют весьма смутные представления о религии и их сочинения прекрасно это показывают, как они не понимают терминологию.