Попытка осмыслить произведение Мастер и Маргарита предпринималась разными исследователями творчества М. А. Булгакова, которые вряд ли знакомы с ритуалами и символизмом масонства. Мог ли помыслить жаждущий постичь замысел Михаила Булгакова, не зная ни нашего учения, не ведающий, какие знания мы храним, сравнивая бытующие у профанов суеверные слухи о масонстве и ритуалах, кажущиеся им понятными словно прописные истины. Что может извлечь некий критик из произведения, если он возьмётся представить себе те образы и состояния, которые нам знакомы в ходе инициатической и ритуальной практики в наших ложах, до чего он сможет добраться в своих выводах при отсутствующем понимании масонской традиции, оперируя оценочными критериями профанского мира? Такой критический мыслитель скорее всего будет обречён на провал, ибо истины им воспринятые будут поняты превратно, в лучшем случае недопоняты, и истолкованы в силу своего наличествующего недопонимания предмета в целом.
Я же берусь рассуждать с позиций имеющегося у нас знания о сути вещей в этом мире и их отражении сквозь призму масонского учения и миропонимания. Когда я садился за написание этой работы, то я не ставил перед собой задачи взять за основу труд какого-нибудь автора, хотя таких авторов, которые разбирали бы совпадения в произведении Михаила Булгакова, хватает. Фактически таких авторов и их статей можно найти в глобальной паутине достаточно большое количество. Задача же, стоящая передо мной, это попытка найти и проанализировать то общее понимание, которое было свойственно Михаилу Булгакову, с его пониманием эзотерики, которое он смог воспринять из общения с людьми, состоявшими в неотамплиерских и мартинистских организациях, которые, по некоторым сведениям, просуществовали в России до середины 30-х годов.
Трудно представить, откуда у Булгакова столь своеобразное и точное представление о прописанных в его бессмертном произведении сценах связанных с пониманием тонких инициатических особенностей присущих масонскому ритуалу. Откуда он черпает сведения, где он смог в эпоху разгула атеизма и мракобесия постичь те духовные и эзотерические знания. Он мог взять это от людей, состоявших некогда в таких организациях, и которые являлись его друзьями и хорошими знакомыми. Которые занимались теми же практически практиками, что и мы, проводившими ритуалы и работавшие над собой возможно также как пытаемся мы работать над собой в наших Храмах и вне стен их…
И так, вот само произведение, и те образы, те сюжеты, что прописаны в романе, и что возможно так и остались не поняты у широкой читающей общественности.
Выделять кого-то как главного героя и описывать его выраженное ключевое местоположение в романе мне бы не хотелось, а хотелось бы уделить каждому выбранному мной персонажу равное внимание и описать происходившее с ним с точки зрения важности отображения определённых проявлений масонского учения и совпадения в данном примере с сюжетной и смысловой направленностью.
На патриарших.
Встреча с Воландом, который, собственно, предстаёт злым гением в романе, поэта Бездомного и председателя МОССОЛИТА Берлиоза, кардинально меняет судьбы обоих. Вернее сказать, одну судьбу меняет, другую прерывает. Кажется, всё творящееся на Патриарших каким-то чудовищным наваждением, мистификацией, не поддающейся пониманию, ибо творимое делается по планам, не ведомым человеку, да ещё и отшатнувшихся от бога и понимания его имманентности именно в таких особенностях, которые раскрываются в ходе развития событий. Воланд пытается вразумить горделивых атеистов, вознамерившихся отречься от высших сил, манифестируя человека венцом всего и вся, началом и концом всему творящемуся помимо воли и понимания человеком.
И Бездомный, и Берлиоз нуждаются в нравственных уроках, нуждаются в наставлениях, что и делает Воланд повествуя о Иешуа Га Ноцри и несправедливом решении его участи прокуратором Иудеи Понтием Пилатом. В ходе повествования Иван Бездомный проникается рассказом Воланда, он начинает размышлять, чего нельзя сказать о Берлиозе, ибо он настолько уверовал в силы человеческие, настолько погрузился в химеры придуманные идеологами рода людского, что уже не способен понять простые, но тем не менее важные и главные истины существования человека и его жизни. Воланд достаточно долго пытается обратить внимание Берлиоза на такие особенности человека, как строительство долгосрочных планов, и не случайность попадания на голову кирпича на Бронной. Но попытки наставить Берлиоза тщетны, он не воспринимает истины ему доносимые, он отвергает их и оспаривает, находя всё новые и новые объяснения отсутствия трансцендентности божественного. Тогда Берлиоз превращается в поучительную жертву для остающегося в живых Ивана Бездомного. Последующим отрезанием головы Берлиоза знаменуется новый этап в жизни Бездомного, его фактическое перерождение в иного, нового человека, способного мыслить и созидать. Тот психодраматический эффект, который производит на Бездомного судьбоносное воздействие, не может не напоминать нам о психодраматическом эффекте, что происходит с каждым проходящим наш ритуал инициации в степень ученика. То, чего добивался Воланд от воздействия страшной картины отрезанной головы Берлиоза на Бездомного, вполне сопоставимо с видом лежащего трупа в ритуале инициации. Эффект от увиденного остаётся надолго в памяти у многих. Перерезанное горло, отрезанная голова Берлиоза – всё это акт возмездия за свершенное. Берлиоз в данном случае отрёкся от высших идеалов, заменив их служением обыденному, человеческому, земному. По этой же причине так важно Берлиозу доказать Воланду отсутствие над человеком чего-то высшего, духовного, дабы этим подтвердить единственное своё служение группе людей и их интересов, которые явно не ассоциируются ни с чем высоким. Действительно, не веря ни во что проще жить некоторым из представителей рода человеческого, легче объяснять суть вещей и не стремиться ни к чему.
Кульминацией верований Берлиоза становится его появление на Балу у Сатаны, его посмертное существование в виде отсечённой головы. Это и наставление Воланда, последнее наставление, и последний урок, преподанный Берлиозу и гостям Воланда. Это повод задуматься, что ничего не возникает из ничего и не уходит в никуда. Берлиоз же получил то, во что верил. А поскольку он не верил в собственную вечную жизнь и бессмертие души, то он точно также и ушёл в небытие, ибо другого с ним не могло произойти.
Возникновение в сюжете усечённой головы Берлиоза нужно в качестве примера, для начала инициации Бездомного и завершения инициации Маргариты на Балу. Это символическое напоминание о смерти и о вечной жизни для тех, кто верит в вечное и бессмертное бытие. Кто способен получая нравственные уроки и наставления меняться и менять свой внутренний мир, как это произошло с Иваном Бездомным и Маргаритой. В нашей традиции череп человека являет собой напоминание о смерти и возникает в начале инициации в камере потерянных шагов.
Что есть для нас камера потерянных шагов, это есть снисхождение в недра земли. Это есть первое испытание, это есть очищение стихией земли, это есть умирание профана для воскрешения его в ритуале для его рождения, как вольного каменщика к новой и светлой жизни.
Здесь мы невольно возвращаемся к оставленному на Патриарших прудах поэту Бездомному, пребывающему в состоянии аффекта от увиденного и пытающегося действовать по логике профана, которому не открыты истины и неведомо понимание откровенного. Он пребывает во тьме. Бездомный начинает лихорадочно искать нечто, что ему не открыто. Что ускользает от него во тьме ночи, где он странствует по Москве и пытается бороться со злом, не ведая путей борьбы, находясь в погоне за внешним, не обращая внимание на внутреннее и стремясь победить то, что ему в силу его невежественности пока не известно. Так поэт оказывается в доме для умалишенных.
Здесь можно было бы не искать схожих моментов с масонством, и не обнаруживать их. Ведь действительно, какие могут быть аналогии у психлечебницы и масонского братства? Да собственно никаких кроме разве-что символических. Иван попадает в одиночную палату, где он пытается писать заявление, и которое у него никак не складывается. Слова как-будто не выстраиваются в единый ряд, теряют логическую связь и постоянно выпадают из текста. Кто писал прошение на вступление в братство вольных каменщиков, кто ходил и размышлял над правильным и как можно более выверенном тексте, кто переписывал и переписывал многократно его, менял абзацы, корректировал фразы, тот без труда узнает себя в поэте Иване Бездомном и его потугах написать нечто осмысленное, описывающее его переживания и желание выразить сокровенное в момент написания заявления.
Второй момент, это встреча Бездомного с Мастером, и некое наставничество, которое берёт на себя Мастер, и которое так характерно переплетается в некоторых масонских уставах с сюжетной линией романа. В Шведском Уставе мастер в течение года или более опекает взятого и закреплённого за ним ученика. Он наставляет его и учит, он преподаёт ему азы масонства, он готовит ученика стать полноценным мастером.
Мастер привязывается душой к Бездомному, он становится его другом, единственным человеком, которого можно назвать самым родным на тот момент в жизни поэта. Мастер наставляет и ведёт Ивана к новой жизни, он закладывает новую основу его будущего миропонимания и поведения, сообразно полученному новому знанию. В каком-то смысле, больничная палата символически становится камерой потерянных шагов, где умирает профан Иван Бездомный и рождается новый человек – ученик мастера, освобождённый от старых догм и предрассудков бытия профанов.
Другой пример перерождения, или инициации, это Маргарита, которая предстаёт женщиной, не обременённой заботами, проводящей достаточно скучную и обеспеченную жизнь. Встреча с Мастером в корне меняет её жизнь, заставляет взглянуть на неё по-новому, открыть в себе доселе дремавшие качества. Первый импульс пробуждения наступает в ходе соучастия в создании романа о Понтии Пилате, в творческом акте. Сюжет настолько производит впечатление на Маргариту, что она не может уже жить по-старому, ей недостаточно просто жить и пользоваться благами без всякой осмысленности в дальнейшем её бытие. Сознание её пробуждается. Сюжет романа изобилует наставлениями, поданными Мастером в аллегорической форме. Маргарита не может оставаться безучастной к человеку для неё близкому и готова пойти на всё ради блага ближнего своего. Имено эта жертвенность Маргариты знаменует собой начало её перерождения. Так она оказывается приглашённой на бал к Воланду. Бал, на который чести быть приглашённым удостаивались не многие, и только за их исключительные заслуги. Но не будучи инициированной невозможно оказаться на таком балу, и поэтому Маргарита решается на инициацию, в каком-то смысле для блага Мастера, чтоб его разыскать и спасти. Эту самоотдачу Маргариты аллегорически можно воспринять, как попытку отдать всё, что есть у неё для блага любимого человека, отдать то последнее, что даровано ей жизнью и даже саму жизнь. Это высшая жертвенность человека присущая избранным. Избранным и посвящённым.
Первоначально Маргарита участвует в мистериях более всего указующих на то, что это Дионисийские Мистерии, так как в повествовании присутствует Сатир. Мистерии, как известно из истории, проводились в два этапа или круга - малые мистерии и большие. В больших мистериях принимало участие достаточно много желающих и прошедших отбор. В малые отбор был строже, и туда попадали избранные, которые доказали свои добрые нравы, ведя праведную (по меркам античного мира) жизнь и приуготовляясь к новой жизни после обряда посвящения. Символически Маргарита прошла большой этап, или круг посвящений, после чего была допущена в малый круг, который собой ознаменовал завершение инициатического пути, или рождения. В некоторых эзотерических организациях прошлого, в том числе и неотамплиерских, существует две степени – ученик и мастер, т.е. большой и малый круг мистерий, описание которых мы наблюдаем в романе. Эту особенность степеней и допуск к инициации женщин в свои организации как раз и отобразил Михаил Булгаков в своём романе. Это ещё раз наглядно показывает, что Михаил Булгаков был знаком с эзотерической и оккультной литературой, достоверно знал о существующих подобных принципах, ритуалистике, символизме и учении в этих организациях.
Сам бал изобилует множеством деталей свойственных мистериям и инициатическим практикам. Таковыми можно считать многочисленные испытания, которые проходит героиня романа. Мы встречаем, только уже в новой интерпретации, прохождение ею очищение стихиями. В романе это показано несколько в скрытой аллегорической форме, и даже я бы сказал, в обратном порядке. Т.е. на балу присутствует и очищение воздухом, и водой, и огнём. Убийство наушника - барона Майгеля, который «напросился подсмотреть и подслушать», чаша с кровью, которая в мистериях играла не последнюю роль, ибо считалось, что клятвы верности приносятся над чашами, как в нашем ритуале посвящения, что символически переплетается не с одним культом, мистерией или верованием.
Логической точкой в завершении испытаний Маргариты является сообщение ей Воландом, что они испытывали её, и что она с честью прошла все испытания. Это ли не является подтверждением того, что бал представлял из себя самый важный этап, этап малых мистерий, которые так аллегорически красиво изобразил Михаил Булгаков.
Ужин в компании близких, по завершению бала (испытаний), так отчётливо напоминает наш братский ужин (агапу), что говорить о прямых параллелях уже даже не приходится. В довершении сюжета прохождения через все мистерии, складывается законченный образ произведения прошитого общей задумкой автора о том, чтобы как можно яснее отобразить наличие инициации и прохождения её героями произведения. Детали и нюансы прохождения испытаний, подготовка к ним, извлечённые из этого уроки и наконец преображённый образ каждого из персонажей дают практически однозначный ответ на вопрос о смысле всего произведения.
В чём же заключается главный смысл, на мой взгляд. В Мастере и Маргарите достаточно чётко проведены все сюжетные линии ведущие к ответу на этот вопрос. Все основные персонажи совершают определённую для их типажа духовную работу, все проходят те или иные испытания, которые ведут их к обретению неких истин, доселе не ведомых ими. Превращение произошедшее с каждым персонажем в романе не оставляет сомнений в том, что духовная работа, поиск истины является тем мерилом человеческого бытия, которое должно присутствовать в каждом человеке, которое должно будить его и звать на работу со своими пороками, слабостями и шероховатостями своего не обработанного до конца камня. Ибо работа не может быть окончена никогда, также, как не оканчивается наша жизнь одним лишь земным воплощением.