Символический инструмент

I. Историческая часть.

Чтобы не придумывали представители англосаксонского масонства, для того чтобы оправдать несоблюдение ими же когда-то придуманных правил, я и решился на написание продолжения своей старой работы о Масонской регулярности. Хотел бы сразу оговориться, что в данной разъяснительной работе речь пойдёт о том масонстве, которое не имеет отношение к англосаксонской ветви и ею придуманным правилам в виде Общих принципов регулярности (1929 год) Объединённой великой ложи Англии и великих лож следующих неотступно за ней.

И так, в мире существуют масонские организации под самыми разными названиями, полмиллиона масонов из них относит себя к Либеральному масонству, некоторые из них считают себя самодостаточными и образуют вокруг себя свой круг дружественных великих лож (ВЛФ), которые не нуждаются в каком-либо определении себя и своей принадлежности к какой-либо из ветвей.

Но. Являются ли великие ложи, которые не имеют отношение к англосаксонской ветви масонства регулярными, т.е. правильно и законно созданными? Скажу сразу, что вопрос не прост и требует более пристального разбора ситуации с регулярностью каждой из масонских организаций.

Когда-то, на заре появления спекулятивного масонства, первые ложи не были основаны по правилам современного масонства. Фактически они были ложами оперативных каменщиков, которые почти угасли в качестве ремесленнических гильдий и искали нового наполнения. Этим новым стала умозрительная, философская составляющая, которая почти сразу стала привлекать людей в ложи, не имеющих к строительству и архитектуре никакого отношения. По сути, ложи стали своеобразными клубами для совместного времяпрепровождения и взаимопомощи. Дабы эти ложи-клубы не теряли какой-то привлекательности и имели какую-то суть первые вольные каменщики взяли от ремесленников их простые ритуалы, их символизм и их деление по степеням.

Принятие в ложу происходило следующим образом: к Мастеру ложи (сейчас это Досточтимый мастер) подходил один из братьев и говорил примерно следующее: у меня есть приятель - Джон Смит, он славный малый, он свободен, и имеет хорошую репутацию, и я бы хотел его рекомендовать для принятия в нашу ложу. На что Мастер ложи вопрошал: А может ли он заплатить годовой взнос и оплатить наше сегодняшнее застолье, посвящённое его принятию? Да, отвечал брат, может. Ну тогда веди его к вратам Храма, мы его посвятим в ученики нашей ложи, говорил Мастер ложи. Посвящаемого вводили в ложу, он проходил довольно-таки простенький ритуал посвящения, после чего собрание ложи закрывалось, а братья радостно шли на застолье. В этом примере, мы не видим сложных процедур отбора кандидата, прохождение им нескольких собеседований, опроса под повязкой и ритуала посвящения длящегося больше часа, как это принято у нас сейчас. Ну так было принято тогда. Тогда было принято, что ложа делилась на учеников и подмастерьев, как, собственно, и оперативная ложа. Единственным мастером в ложе был её руководитель. Через некоторое время степень мастера-масона оформилась как отдельная степень, и в ложе появилась трёхступенчатость – ученик- подмастерье-мастер. Досточтимый мастер избирался из числа мастеров сроком на один год.

Ложи основывались по старым правилам 5 масонами (не важно в каком градусе). А после выхода Конституций Джеймса Андерсона, ложу можно было законно основывать только 7 масонами, 5 из которых должны были быть мастерами. И это в последующем сыграло злую шутку с изобретателями новых правил, ибо в Шотландии, Ирландии, Германии и Франции, согласно старым правилам, ложу можно было основывать 5 мастерами. И даже не в этом дело. Дело в том, что кто-то решил изменить старые правила, провозгласив свои новые правила единственно верными.

Шло время…масонство расширялось, на всех континентах появлялись ложи и великие ложи, ритуалы усложнялись, появлялись новые ритуалы, дополнительные (высшие) степени… И вот уже настал день, когда начала проявляться некая несуразица в виде учреждения символических лож структурами (верховными советами) дополнительных степеней, и управление символическими ложами этими же структурами. Эта несуразица потребовала разделение на символические ложи, проводящие свои работы в степенях ученик-подмастерье-мастер и структуры дополнительных степеней. Символические ложи сохранили по праву за собой масонскую регулярность, ибо выше степени мастера регулярности нет по определению. А сами дополнительные степени завязаны на символическое масонство, ибо пока масон не станет мастером, то он не может даже мечтать о дополнительных степенях. К тому же, ряд масонов не хотят постигать то, что является неким масонским факультативом и прекрасно себя чувствуют масонами символических лож. Но есть масонские организации, в которых управление идёт от обладателей 33 градуса ДПШУ… Хоть эти организации и организованы и претендуют на регулярность, она в них весьма условная, или её вообще нет с самого начала появления подобных организаций.

Характерным примером отделения символического масонства от дополнительных степеней является Великий восток Франции, в котором все организационные структуры дополнительных степеней, по каким бы уставам они не работали и как-бы они не назывались отделены специальным договором, который называется конкордатом. В нём достаточно просто и ясно прописаны правила разделения символического масонства и дополнительного. И если какой-либо масон исключается из своей символической ложи, за какой-либо проступок, то он автоматически теряет членство и в структурах дополнительных степеней, какой бы градус посвящения он не имел. И в этом так же проявляется масонская регулярность, которая твёрдо указывает на соблюдение регулярных принципов масонства.

II. Практическая часть.

Так что же такое регулярность сейчас и как она соблюдается в масонстве?

Если не брать в расчёт интерпретацию регулярности в англосаксонском масонстве, в которую англосаксы вкладывают взаимное признание, в первую очередь, с Объединённой великой ложей Англии и великими ложами англосаксонского союза (США, Канада, Австралия, вся Европа, Бразилия и т.п.), то древние принципы регулярности формулируются достаточно просто, и они не завязаны на коллективном мнении ОВЛА и Конференции великих мастеров великих лож Северной Америки.

Вот то, что сформулировано исторически, и то, чем главенствуются подавляющее большинство масонских организаций и масонов в определении регулярности, как великих лож, так и лож и масонов:

Каждый кандидат должен пройти посвящение в степени ученик-подмастерье-мастера по ритуалам утверждённым в Великой ложе/Великом востоке (ВЛ/ВВ). Эти ритуалы не имеет право менять, вносить в них какие-либо дополнения ни одна ложа, и ни один масон этой или какой-либо другой ложи.

По достижении степени мастера-масона ему должен быть выписан Диплом мастера.

Регулярная масонская ложа может быть основана 7 масонами в степени мастера, имеющими законные посвящения во все символические степени. Ложа должна быть законна основана, инсталлирована и освящена. Должна иметь Патент на право работ в символических масонских степенях по одному из масонских ритуалов кодифицированному ВЛ/ВВ.

Регулярная масонская ложа должна соблюдать Конституцию и Общий регламент ВЛ/ВВ, выплачивать в казну ВЛ/ВВ годовые взносы. Собираться не реже 1 раза в три месяца. Регулярные ритуальные работы масонской ложи могут быть проведены при наличии кворума – 7 мастеров масонов.

Регулярная ВЛ/ВВ может быть создана при наличии трёх регулярно созданных масонских лож, в каждой из которых должно быть не меньше 7 мастеров-масонов, прошедших регулярные масонские посвящения.

Регулярная ВЛ/ВВ, как правило, создаётся ВЛ/ВВ в чьей юрисдикции находились символические ложи. Эта же ВЛ/ВВ проводит ритуал инсталляции новой ВЛ/ВВ, после чего становится для неё Материнской. В каких-то случаях, Материнская ВЛ/ВВ выдаёт патент новосозданной ВЛ/ВВ, в каких-то заключается договор о Признании (Взаимовизитации и иногда о Двойном членстве). Также в качестве учредителя ВЛ/ВВ может выступить и другая ВЛ/ВВ, если ложи вышли из другого послушания и хотят создать сразу ВЛ/ВВ. Тогда эта, ими выбранная, ВЛ/ВВ, производит инсталляцию новой ВЛ/ВВ, удостоверившись, что ложи были регулярно созданы, а все масоны имеют регулярные посвящения во все три степени.

III. Результирующая часть.

Иного в понимании традиционной масонской регулярности не существует. Всё, что придумано по этому поводу англосаксами, сделано для их собственного контроля за великими ложами-сателлитами обречёнными следовать правилам ОВЛА и Конференции великих мастеров великих лож Северной Америки, от которых они не единожды отступали, меняли самопридуманные правила и делали исключения из них, движимые собственной исключительностью и непререкаемостью в рамках своего союза.

6022 A.L.