Среди неисчислимого множества самых разнообразных символов, используемых масонством, каждый достоин того, чтобы о нем была написана настоящая полновесная книга, настолько велико их значение и настолько древними и полными глубочайшего смысла они являются. Действительно, непреходящее таинство масонского символизма заключается, в частности, в том, что каждый отдельно взятый символ напоминает толкователю причудливую китайскую игрушку: полую сферу, внутри которой, ее не разнимая, мастер создает из того же куска дерева вторую, во второй — третью, и так далее почти до бесконечности, то есть до тех пор, пока он не достигнет сердцевины дерева. Другой наглядный пример для сравнения — русская матрешка, но здесь тоже, разнимая одну куклу за другой, в итоге добираешься до самой маленькой, разнять которую уже нельзя. Применительно к толкованию символа, эта самая маленькая, неразъемная матрешка и есть истина, однако как можно не посчитать истиной и все те слои, которые мы сняли с нее?
Символика масонства пережила века и цивилизации, она пришла из самой глубины веков (это будет подтверждено ниже) и с тех пор каждое новое поколение, каждый новый народ, к которому она приходила, придавали ей новые значения, видели в ней новые потаенные смыслы. Следовательно, истинными для нас являются все значения какого-либо символа, который от этого только внушает еще большее почтение к себе.
В данной работе мы сконцентрируемся на одном лишь масонском символе, впрочем, хорошо известном братьям и украшающим запоны многих. Этот символ — тройное Тау. Попытаемся приоткрыть несколько нанесенных временем слоев-толкований, для того, чтобы хоть в какой-то мере приобщиться тайн Времени и Королевского Искусства.
Итак, самое простое и безыскусное, полу-, если не полностью, профанское толкование символа состоит в утверждении, что данная фигура есть не что иное, как латинская монограмма "ТН", то есть "Templum Hierusalimae". Действительно, сама фигура допускает такое прочтение.
В ней можно увидеть латинские "Т" и "Н". Вполне возможно, что этим толкованием мы обязаны отнюдь не масонским братьям, а членам братства доминиканцев из числа инквизиторов, допрашивавших в каменных мешках братьев ордена Тамплиеров, рыцарей Храма после разгрома Ордена в правление Франциска Красивого. Возможно, это толкование было придумано ими по принципу сходства с названием и историей Ордена, возможно, правда, что оно истинно и просто было пытками добыто у одного из братьев. Однако, в любом случае, это лишь "верхний слой", поверхностная трактовка древнейшего символа.
Если присмотреться к Тройному Тау попристальнее, легко различить в нем три одинаковых фигуры, то есть действительно три греческие литеры Тау, соединенные своими основаниями. Символика же литеры Тау уходит своими корнями в столь глубокую и древнюю историю, что разум не всегда соглашается осознавать ее. Достаточно сказать, что литеры Тау вырезаны на спинах древнеиндийских божеств цивилизации, возраст которой ученые определяют как приблизительно 5-е тысячелетие до н.э. Тау являлось одной из первых известных Человечеству модификаций всеобъемлющего символа Креста, о котором, без всякого сомнения, стоит написать отдельно. Здесь же достаточно упомянуть лишь о том, что сам по себе символ креста восходит к наидревнейшим временам человечества и представляет собой не что иное, как символическое изображение палочек для добывания огня, первого божества людей и символа жизненного тепла и жизни как таковой.
Вообще, в мировом символизме существует несколько разновидностей формы креста. Это и простой крест, и т.н. православный, и мальтийский, и тевтонский (содержащий в себе, кстати, четыре Тау). Но более всего нас в данный момент интересуют такие формы креста, как т.н. Тау-крест и Crux Ansata т.е. Крест Жизни.
Касательно Тау-креста можно вспомнить еще, что именно на нем, а не на классическом варианте креста, был распят Спаситель, ибо популярной казнью в Римской империи, по свидетельствам большинства современников, в частности, и историков, одной из самых популярных казней в империи было именно распятие на столбе с перекладиной. Таким образом, римляне превратили древнейший символ Жизни (подробнее о чем — далее) в его антипод, орудие казни. Можно здесь провести параллель с доктором Гильотеном и его "спасительницей человечества".
Но вернемся к истории символа. Вот что пишет по этому поводу Мэнли П. Холл в своем "Энциклопедическом изложении масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии":
" <…> Дуб на некоторой высоте (обычно, нескольких футов) спиливается, и верхняя часть его кладется на нижнюю. Получаемая при этом фигура была символом бога Ху у друидов. Есть подозрение, что этот символ происходит от расположения рогов у быка или барана, что подметили египтяне, а вертикальной частью была морда животного. Иногда такой крест называют молотообразным. В одной из каббалистических масонских легенд Хирам Абиф получил от своего предка Тубал Каина молоток в форме Тау. Тау-крест сохраняется современными масонами под символом Т-квадрата. Эта форма, по-видимому, является старейшей.
Тау-крест был начертан на лбу у каждого участника Мистерий Митры. <…> Герметический Кадуцей является развитием идеи Тау-креста.
<…> Второй тип креста представлен тем же Тау-крестом, только увенчанным кругом или овалом. Этот тип назывался древними Crux Ansata. Он был ключом к Мистериям античности и, вероятно, послужил источником более поздней истории о золотом ключе от Неба у Св. Петра. В Египетских Мистериях кандидат проходил через все виды действительных и вымышленных опасностей, держа над головой Crux Ansata для того, чтобы отогнать силы зла. <…> Тау-крест по форме напоминает печать Венеры, как это заметил Ричард П. Найт. Он говорит: "Крест в такой форме иногда виден на монетах; такие монеты находили в храме Сераписа (Серапиуме), разрушенном по распоряжению императора Феодосия и, как утверждают христианские антиквары, символика эта означала будущую жизнь."
Август ле Плоньон в своей книге "Священные Мистерии Майя и Гаучей" замечает, что Crux Ansata, который называется им Ключом к Нилу и Символом Символов, в полной ли форме или же в виде простого Тау-креста украшал грудь статуй и барельефов в Паленке, Копане и по всей Центральной Америке. Он говорит, что крест всегда ассоциировался с водой и что в Вавилоне он был символом водных божеств, а у скандинавов — символом небес и бессмертия, среди майя — символом омоложения и освобождения от физического страдания.
Говоря об ассоциации этого символа с водами жизни, граф Гобле д'Альвиелла в своей книге "Миграция символов" привлекает внимание к тому факту, что древними египтянами для замеров уровня воды в Ниле использовался инструмент Ниломер, весьма напоминающий Crux Ansata. Именно связь с Нилом послужила причиной того, что эта символика стала связываться с жизнью, потому что от наполнения Нила водой целиком зависела судьба урожая, что было вопросом жизни и смерти. В папирусе есть изображение Crux Ansata, находящегося во рту египетского фараона во время прощения врагов. Крест также клался в могилу фараонов, что означало бессмертие души. Изображение креста видно на многих богах и богинях, что, вероятно, означало их божественную благосклонность и силу, дающую жизнь. Музей в Каире содержит впечатляющую коллекцию крестов многих форм, размеров, рисунков, что доказывает, что они были весьма распространенным символом в Древнем Египте."
Если же вернуться к образу распятого Назарянина, то здесь мы обнаружим еще один факт, говорящий в пользу наидревнейшего происхождения рассматриваемого нами символа. Испокон веков человечество поклонялось огню и солнцу как источнику огня и вечного непреходящего тепла и света. Не символично ли то, что и христианский Спаситель распят на древнейшем символе огня и жизни? Мы считаем, что в высшей степени символично, и иначе и не могло быть, ибо христианство, вышедшее из среды ессейских сект, не могло не впитать в себя религиозный опыт поколений, задолго до его появления исчезнувших с лица земли.
Далее, необходимо отметить, что в греческой мифологии, точнее в эзотерическом пифагорейском учении, литера "Тау" [T] стояла в строгой оппозиции к литере "Тэта" [Θ], и эта оппозиция не была чисто литеральной, т.е. буквенной, а смысловой, семантической. Литера Тау символизировала Жизнь, Тэта же — смерть, гибель всего сущего (об этом подробнее — у М.П. Холла). В этом и содержится глубинный смысл символа Тау и, следовательно, Тройного Тау в масонской мифологии. Далее следует изложение воззрений по этому поводу Альберта Пайка, Верховного Командора Совета 33-го и Высшего Градуса Южной Юрисдикции Древнего и Признанного Шотландского Устава для Соединенных Штатов Америки:
"Тройное Тау в центре круга или треугольника обозначает Священное Имя и представляет собой Священную Триаду; Созидающие, Сохраняющие и Разрушающие Силы, равно как и три главных светоча Масонства. Если к популярным в масонской символике точке в центре круга и двум параллельным линиям прибавить крест в форме Тау, то получится древнеегипетское Тройное Тау.
Колонна в форме креста с венчающим ее кругом использовалась египтянами для измерения высоты и интенсивности прилива и предсказаний разливов Нила. Тау и Тройное Тау можно найти во многих древних алфавитах.
С Тау или Тройным Тау, вписанными в две концентрические окружности, может быть связан двойной куб совершенства или же отёсанный камень. Crux Ansata можно обнаружить на скульптурах Хорсабада, на нимвродовых статуэтках из слоновой кости того же времени, когда он находился под властью ассирийских правителей, на цилиндрических поделках позднеассирийского периода.
Поскольку простое Тау представляет собой единого Бога, следовательно, без всякого сомнения, Тройное Тау, о происхождении которого можно только догадываться, предназначалось для отображения триединства свойств Божества, а также трех масонских колонн: Мудрости, Силы и Красоты (Гармонии).
Пророк Иезекииль в 4-ом стихе 9-й главы говорит: "И сказал ему Господь: пройди посреди города, посреди Иерусалима, и на челах людей скорбящих, воздыхающих о всех мерзостях, совершающихся среди него, сделай знак [Тау]". (Здесь и далее цитаты — по Синодальному переводу. — Прим. авт.) Такой перевод этого стиха дают латинская Вульгата и, возможно, еще более древние тексты Септуагинты. <…> Это… эмблема Жизни и Спасения. Самаритянское Тау и эфиопское Тавви несомненно являются прототипами греческого Тау; а из трудов Тертуллиана, Оригена и Св. Иеронима мы узнаем, что древнееврейское Тав поначалу изображалось в виде креста.
В древнейшие времена знак Тау наносился на тело тех, кто бывал оправдан судьями в ходе рассмотрения дела, как знак невинности. Военачальники удостаивали этим знаком тех, кто невредимым возвращался с поля боя, как знак их пребывания под Божественной защитой.
Среди друидов это также был священный символ. Срубив с дерева часть ветвей, они зачастую оставляли его в форме Тау-образного креста, всячески оберегали его впоследствии и освещали со всяческими церемониями. На стволе дерева они глубоко вырезали слово "Тау", под которым они подразумевали Господа. На правой стороне креста они вырезали также слово "Hesuls", на левой — "Belen" или "Belenus", а в середине, на стволе — слово "Tharamis". Так они отображали Святую Троицу.
Без сомнения, индусы, египтяне и арабы питали высшей степени уважение к знаку креста за тысячи лет до пришествия Христа. Повсюду это был священный символ. Индусы и кельтские друиды часто строили свои храмы в форме креста, что ясно демонстрируют сохранившиеся до сего дня руины, в особенности кельтский храм в Классернисс на острове Льюис в Шотландии. Двенадцать камней расположены в форме окружности. С каждой стороны: восточной, западной и южной — по три. В центре было изображение Божества, а с северной стороны — коридор из девятнадцати камней с еще одним камнем у входа. Небесная Пагода в Бенаресе построена в форме креста, равно как и подземный грот друидов в Нью Грэндж, что в Ирландии.
Статуя Озириса в Риме держит в руке тот же самый символ. Статуя Изиды из Цереса — тоже, не говоря уже о катакомбах Посвященных, построенных с той же фигурой в плане и пирамидой над святилищем в месте пересечения.
Эти кресты были вырезаны на камнях храма Сераписа в Александрии; часто Тау-образные кресты можно встретить на статуях Алабастиона и Эсны в Египте. На египетских монетах крест внутри круга являлся символом бога Нефа.
Crux Ansata был и отличительной эмблемой Озириса, и его скипетр оканчивался именно таким крестом. Также он являлся одним из атрибутов Гермеса и почитался Священным Иероглифом, обладающим магической силой и абсолютной добродетелью, могущим оберегать подобно амулету.
Священное Тау встречается в руках напоминающих мумии фигур между передними лапами сфинксов на знаменитой Аллее Сфинксов, ведущей из Луксора в Карнак. С помощью Тау-образного креста каббалисты обозначали число 10, Совершенное число, обозначающее Небеса и пифагорейский Тетрактис, или же непроизносимое имя Божества. Тау-образный крест также можно обнаружить на камнях перед вратами храма Амунота III в Фивах, который правил приблизительно в то же время, когда израильтяне завоевали Ханаан; египетские священники носили его на всех священных торжествах.
Тертуллиан, который, как известно, принял в свое время посвящение, пишет, что этот знак наносился на лоб каждому, кто принимал участие в священных мистериях Митры.
Поскольку Тау само по себе обозначает Жизнь, а если к нему добавляется круг, символ вечности, то их соединение обозначает Жизнь Вечную.
На коронациях античных монархов Тау, как символ жизни и ключ к мистериям, прикладывалось к их губам.
В индейских мистериях Тау-образный крест, носивший там название "Тилук", наносился на тело кандидата как знак того, что он отринул мир ради таинства мистерий.
На Царской таблице, найденной в Нимвроде, начертаны имена тринадцати Великих Богов (среди которых упоминаются Яв и Бел); но заглавную букву в начале каждого имени венчает Тау-образный крест, образованный двумя клинописными значками.
Этот крест изображен и на древнем финикийском медальоне, обнаруженном среди руин Цинтия, и на древнейшем из древних буддийском обелиске около Ферна в Россшире, на буддийских Круглых Башнях в Ирландии и на великолепном обелиске того же времени в Форресе, что в Шотландии.
На фасаде храма в Калабче в Нубии изображены три сановника, каждый из которых держит в руках Crux Ansata.
Как и подземный храм культа Митры в Нью Грэндж в Шотландии, пагоды Бенареса и Матхуры спроектированы в форме Тау-образного креста. Величественные буддийские кресты были воздвигнуты и до сих пор сохранились в Клонмакнойсе, Финглесе, Килкуллене в Ирландии. Где бы ни бывали обнаружены буддийские памятники, в Индии, на Цейлоне или в Ирландии, везде мы видим знак Тау-образного креста, поскольку существует поверье, гласящее, что Будда (либо же первый из бодхисаттв) был распят на подобном кресте.
Все планеты, известные Древним, были распознаваемы по Мистическому Кресту в сочетании с солярными и лунными символами: Сатурн обозначался крестом над полумесяцем; Юпитер — крестом под полумесяцем; Марс — крестом, покоящимся на круге; Венера — крестом под кругом; Меркурий — крестом, над которым вознесен круг, а над ним — полумесяц."
(Альберт Пайк "Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества" Чарльстон, 5641. Перевод автора.)
Таким образом, мы рассмотрели некоторые из толкований древнейшего масонского символа, Тройного Тау. Естественно, наши исследования не охватили и одной десятой общего объема возможных исследований, но мы все же надеемся, что они в какой-то мере приблизили братьев к осознанию значения этого древнего символа и пробудили в них желание глубже узнать символическую основу Братства и проникнуть в самые глубины масонского символизма, дабы достичь той степени совершенства, которая отвечает задачам Вольных Каменщиков в их многовековом строительстве Храма Истины.
Зодческая работа Брата Е.К. (Достойная Ложа «Имхотеп» №125 ВСЛРиСС).