Каждый приходящий в масонство приходит не просто во всемирное братство вольных каменщиков, он приходит в первую очередь в свою материнскую масонскую ложу, в каковой ему предстоит влиться в новый для него коллектив людей, занятых общим трудом по отёсыванию своего камня на основе масонского метода. И тут важно что-бы пришедший вник во все особенности этой незаметной работы, этой ключевой и постоянной обработки своего дикого камня. Важным является и то, что участие в работах ложи становится для нового брата его обязанностью, ненадлежаще исполняя каковую он рискует потерять связь с коллективом, а значит начать тушить в себе масонский свет, что воспылал в нём в момент дарования ему посвящения.
Сам акт инициации являет собой кульминацию вхождения в масонскую традицию, знаменует обретение знания, существенно отличающегося от профанского, повседневного, и преображаясь в труде над своими недостатками, отсекая всё лишнее, от степени к степени, идти к подлинному мастерству, каковое является венцом в символическом масонстве, но не является окончанием работы над собой, ибо труды вольного каменщика не оканчивается даже на Востоке Вечном...
Но многие ли продолжают работу, многие ли понимают этот символический труд, что преобразуется из символического в практический?
Есть ряд братьев, кто перестаёт заниматься каким-либо трудом практически сразу после посвящения в очередную степень. Они полагают, что нахождение в братстве гарантирует им прохождение трёх символических степеней и окончание следования по пути масона после того, как на них наденут запон мастера. Некоторые умудряются забросить символическую работу ещё в самом начале своего масонского пути. А есть такие, кто переключается с масонского учения на какие-то фэнтезийные теории и увлекшись ими не понятно для чего пребывает в масонстве и не занимается тем чем ему должно заниматься по факту дарованного ему братьями посвящения.
Встречаются и те, кто будучи в степени ученика или подмастерья мнят себя постигшими масонское учение. Они выпячивают своё непонимание перед братьями и ведут разговоры о том, что они уже всё познали и всё поняли. На самом же деле они находятся почти за гранью масонского метода и масонской работы над собой, ибо не познали, как сам метод, также и не освоили инструменты для работы. И тут могут возникать конфликты в коллективе из-за таких, ибо они находятся в отрыве от всего того, что им должно было помочь начать работу над собой, начать менять себя и в итоге достигнуть мастерства. Но увы, они уверены в обратном. Они считают, что они всё поняли и им уже ничего особенно не нужно.
Так происходит угасание масонского света в масоне, так утрачивается связь со своей ложей и с коллективом как таковым. К сожалению есть немалая часть масонов, кто умышленно гасит в себе масонский свет, или не позволяет ему разгореться в самом начале, тушат его всеми оставшимися профанскими качествами своего эго и своего же непонимания того, что им даст полное постижение масонского учения, масонского метода и его воплощения в их жизни в не масонской ложи. Они словно боятся его, умышленно не дают ему осветить их путь.
Итогом может стать - немасонское поведение, как в коллективе, так и за пределами ложи. Поиск чего-то такого, что по их мнению лучше масонства, интереснее и куда более увлекательнее, чем хождение в ложу и активное участие в работах и жизни ложи. До поры до времени такие могут держаться в тени братьев, не выпячивать своё эгоцентричное я, не показывать свои заблуждения и не требовать от братьев особого отношения к ним и к их заблуждениям. Но наступает момент, когда у таких лопается гнойник их заблуждений, их негативного восприятия и отношения ко всему, что они так и не смогли понять. И в этот момент начинает звенеть последний звонок их пребывания в ложе, ибо после своего проявления, как несостоявшихся масонов и самоустранившихся от всего братского, они сами того не подозревая начинают готовится к уходу из братства. Уход может затянуться, кто-то уходит через месяц, кто-то через полгода-год. Но так или иначе, они начав гасить в себе масонский свет становятся чуждыми, как коллективу, так и всему масонству с его учением и традициями.
Жаль ли мне таких масонов? Я видел подобных за почти 16 лет в братстве ни один десяток. С некоторыми я соприкасался, находясь в ложе, с некоторыми были даже конфликты, так как их непонимание масонства вызывало противоречие с моим пониманием и участием. Я не мог воспринять их точку зрения, как не пытался. Я даже получал советы от братьев, чтоб отошёл от таких и не пытался им помочь исправить мировоззрение и избавиться от его же заблуждений. С такими всегда происходило нагнетание ситуации, и как итог - выход из ложи. Кого-то мне было искренне жаль, я не хотел, что-бы он уходил, ибо полагал, что ещё остаётся возможность его исправления. Уход другого мне был как камень с души, ибо он своим нахождением в ложе создавал больше проблем, чем делал что-либо полезное. И мог вносить раздрай в коллектив, и вносил его. Последних мне было не жалко, ибо ещё до ухода они оставляли такой шлейф негатива, что он оседал в душе на несколько месяцев, а иногда и лет.
Каждый человек приходит в масонство по доброй воле и без всякого принуждения. Каждый приходящий должен объяснить зачем ему масонство и чем он хочет в нём заниматься, что может дать в нематериальном плане, что хотел бы постичь. А дальше он получает масонский свет (знание), в ходе посвящения, и должен быть хорошим братом, со всеми составляющими. Но некоторые упорно не хотят хранить этот свет, хотят его побыстрее потушить или вообще не воспринимать его, как нечто существующее, как уникальное явление. Поэтому и происходит угасание масонского света в некоторых из масонов, кто не захотел включения в масонскую традицию, кто отринул масонство посчитав его недостаточно хорошим и нужным в его жизни, или кто увлёкся чем-то отстраненным, более всего напоминающим сектантские учения. Наконец, кто не выключил в себе критическое мышление и уверовал в профанские постулаты настолько глубоко, что не смог оторваться от своей профанской обыденности и не попытался постичь новое, что далеко не всем открывается в его земном воплощении.