(Масонский храм как строение памяти)
До эпохи книгопечатания широко применялись способы запоминания образов и понятий - так называемое искусство памяти. Оно заключается в том, что в специальные места памяти помещают то, что требует упорядочивания и запоминания. Замечательная книга Френсис Йейтс "Искусство памяти" (1966) возвращает нас к этой давно забытой традиции. В своей книге Френсис Йейтс объясняет причины сохранения этой традиции на протяжении XVI-XVII веков и помогает понять, во что трансформировалось искусство памяти в последующие столетия.
1. Исторический экскурс
Искусство памяти использовали самые известные европейские мыслители на протяжении Средних веков и эпохи Возрождения, что нашло отражение в ряде книг и трактатов:
Раймонд Луллий "Liber ad memorian confirmandam" (1308); Джулиано Камилло "Идея театра" (1550); Джордано Бруно "Искусство памяти и волшебное пение Цирцеи" (1582), "Печать печатей: Искусство запоминания и возделывания полей фантазии, вводящее во многие новые способы и искусства разыскания, расположения и сохранения" (1583), "О составлении образов, знаков и идей" (1591); Роберт Фладд "Искусство памяти" в книге "История микро- и макрокосмоса" (1619); Джон Виллис "Мнемоника" (1619).
Первое и главное в искусстве памяти - разместить умопостигаемые вещи в пространстве. Еще в V веке Марциан писал, что образы вещей должны быть размещены "в хорошо освещенных местах". А в трактате XV века приводится план комнаты с пятью местами памяти для размещения образов - четыре по углам и одно в центре. В эпоху Возрождения комнаты памяти превратились в сокровищницу мудрости. Искусство памяти развивалось как на бумаге, так и в форме моделей. Знание обо всех искусствах и науках было представлено в виде, которым для лучшего запоминания придан вид архитектурного строения. В неоплатонизме XV-XVI вв. (Марселио Фичино и Пико делла Мирандола) искусство памяти было преобразовано в герметическое искусство и в таком виде оставалось в центре европейской культуры на протяжении двух столетий. Джордано Бруно использует небесные знаки как образы памяти, сопрягая тем самым мир звезд и внутренний мир человека. В герметической традиции постижение универсума осуществляется путем выстраивания значимых образов в соответствии с геометрическими фигурами и астральной символикой.
2. Христианский храм как строение памяти
Представление о соборе как строении памяти вытекает из понимания храма как микрокосмоса. Так, в православном храме четко выражен топографический фактор: каждая часть церкви напоминает о каком-то месте, связанном со священной историей. При входе располагается крещальня как символ прихода в христианство, а на востоке - апсиды как образ Вифлиемской пещеры; на жертвеннике в алтаре - копие и чаша как напоминание о евангельских событиях. В порядке, соответствующем библейской хронологии, располагаются сюжеты на стенах церкви: движение по кругу воспроизводит годовой цикл. Фрески в куполе и барабане сопрягаются с небесным миром, а в нижней части храма - с земными персонажами Писания; верхние ряды иконостаса соответствуют ветхозаветной истории, а средние и нижние ряды - евангельским сюжетам. Такая пространственно-временная структура библейских сюжетов вписана вписана в архитектуру крестово-купольного храма, облегчая восприятие и запоминание образов.
В Средние века искусство памяти широко использовалось в архитектуре готических соборов: скульптуры и витражи служили для запоминания предметов веры. Например, более трех десятков скульптур в Соборе Парижской Богоматери связано с алхимической символикой. Фрески и мозаики соборов в Сиене, Флоренции и Падуе в виде аллегорических фигур изображают такие качества человека, как благоразумие, великодушие, умеренность, милосердие, справедливость, а также семь свободных искусств.
Таким образом, внутреннее пространство храма является книгой, раскрывающей образы Священного Писания и основные для христианина представления о мире и человеке.
3.Театры памяти
В XVI-XVII веках получили распространение театры памяти, в которых образная, спекулятивная архитектура служит средством обучения искусству памяти. Рассмотрение этого вопроса поможет нам понять истоки архитектурной, инструментальной и геометрической символики масонства.
Первый театр памяти разработал Джулио Камилло (1480-1544). За основу он взял античный театр в том виде, как его описал Витрувий. Пять выходов на сцену и семь проходов в зрительном зале (т.е. всего двенадцать) в сочетании с круглой формой - такое устройство античного театра напоминает зодиакальный круг.
Однако в театре памяти Камилло обычные функции театра перевернуты; в нем нет сцены и зрителей, а места в амфитеатре воспроизводят порядок вечных истин. Театр покоится на семи столпах Храма Мудрости Соломона. Как считает Камилло, мудрость выстраивает себе храм и основывает его на семи столпах. Театр Камилло имеет семь дверей, которые сплошь расписаны образами: это знаки Сефирот, названия и символы планет, мифологические персонажи, различные виды ремесла и искусства, человеческие качества и др.
Система памяти Джордано Бруно похожа на театр Камилло - это круг, разделенный на 30 сегментов, каждый из которых делится на пять отделов, в которые вписаны слова - всего 150 названий и понятий. В театрах Бруно и Камилло отразилась характерная черта искусства эпохи Возрождения - соединение словесных и видимых образов, которые, как считает Панофский, до того времени, в Средние века, существовали раздельно. Но телесные образы искусной памяти Средний веков в герметической атмосфере Ренесанса превратились в астральные и талисманные образы. Театр памяти Роберта Фладда (1619) в отличие от театра Камилло, состоит только из сцены прямоугольной формы, ориентированной по оси запад-восток, что придает ей сходство с храмом. Театр Фладда напоминает сцену обычного театра, только закрытую со всех четырех сторон. Со стороны сцены мы видим пять дверей (три на первом ярусе и две на втором), напротив сцены располагаются пять колонн, боковые стены имеют проемы, а сверху - звездное небо в виде Зодиака.
Три уровня сцены (верхний находится над потолком и не виден) символизируют наднебесный (божественный) мир, небесный (мир звезд) и поднебесный мир элементов. Пять колонн у западной стены имеют разную форму - две круглые по краям, две квадратные и шестиугольная в центре. Как следует из назначения строения, расположение десяти элементов театра (5 колонн и 5 дверей) служат для запоминания слов и предметов.
Вся эта система памяти работает, будучи сцеплена со звездами, поэтому потолок в виде Зодиака неслучаен: воздействие слов усиливается при помощи астральных знаков; магическое воздействие на слушателей базируется на силе планет.
Праобразом театра Фладда был театр "Глобус" времен Шекспира (с1599 по 1613), сцена которого имела те же архитектурные элементы: пять входов на двух уровнях, боковые проемы, звездное небо и две колонны, поддерживающие небеса - полок или навес над сценой. Кроме основного театра памяти у Фладда представлены две вспомогательные комнаты памяти, которые имеют по три и пять входов соответственно и мозаичный пол. Как мы увидим ниже, театры памяти Фладда - два вспомогательных и основной - соответствуют трем ступеням в масонстве - ученика, подмастерья и мастера, причем каждая из комнат отмечена определенным цветом.
4. Масонский храм как комната памяти
В XVII веке в связи с развитием книгопечатания искусство памяти приходит в упадок. До нашего времени дошел только один тип строения памяти - это масонский храм. Прототипом масонского храма, как следует из приведенного обзора, был театр "Глобус", превращенный Фладдом в комнату памяти. Об этом свидетельствуют такие элементы храма, как две колонны, звездное небо, мозаичный пол в виде шахматных клеток, числовая символика офицерских мест, число шагов и др. Боковые ниши, имеющие непонятное назначение в театре Фладда, превратились в места для братьев, а две колонны, поддерживающие небеса, - в колонны Севера и Юга, а три двери стали окнами.
Масонский храм в структурно-функциональном смысле - типичная комната памяти с четкой системой мест памяти. Действительно, каждое офицерское место обозначает то или иное понятие или качество: любовь, красота, сила, мудрость, закон, память, порядок. Когда-то в масонском храме стояли три статуи - Афины, Геракла и Афродиты, которые символизировали знания, силу и красоту, что демонстрирует единство словесного и образного ряда (Панофский). Офицерские места отмечены соответствующими символическими предметами или инструментами. Те же символы присутствуют на лентах и запонах. Сам ковер в центре храма есть концентрированное выражение масонских символов и служит для запоминания основных принципов Ордена. В обрядах посвящения просматриваются четкое соответствие понятий и мест: перечисление архитектурных стилей, семи свободных искусств, священных книг привязано к определенным офицерским местам. Так же, как в театрах памяти, здесь не обходится без астральной символики: солнце, луна и звезда, глобус Земли и звездного неба.
В отличие от обычных театров памяти, которые статичны, в масонском храме все образы как бы оживают и начинают двигаться: огонь перемещается, циркуль и угольник соединяются, шпаги перекрещиваются, удары молотка призывают к порядку и возвещают открытие работ. Солярный характер торжественных заседаний подчеркивается тем, что они начинаются в полдень, а заканчиваются в полночь. Таким образом, мы видим связь масонского храма не только с театрами памяти, но и со всей герметической традицией Ренесанса.