Возникновение спекулятивного масонства происходило на фоне противоречивых культурных и социальных процессов в Европе XVII века. В духовной культуре того времени заметен интерес к эзотерическому знанию – каббале, алхимии, герметизму. С помощью абстрактных схем ученые описывали устройство мироздания; одновременно предлагаются проекты идеального общественного устройства. Все эти явления оставались на периферии европейской культуры, что объясняет широкое распространение тайных союзов – розенкрейцеров, религиозно-философских сообществ и академий натурфилософов.
1. От социальных утопий к тайным союзам.
Стремлением служить человечеству посредством науки были проникнуты все утопические романы XVII века. В начале столетия одновременно несколько авторов предлагают проекты идеального государства, основанного на философии и науке: «Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф.Бэкона, «Христианополь» Андреа, «Макария» Сэмюэля Хартлиба, «Храм Мудрости» Яна Коменского. В «Описании христианской республики» Андреа предполагает строительство «Храма Мудрости», воздвигаемого по принципам самого Верховного Строителя. У Кампанеллы правитель Города Солнца - Метафизик, а его заместители - Мощь, Мудрость и Любовь.
В «Новой Атлантиде» Ф.Бэкона, изданной в 1638 году, предусматривается деятельность на острове «Ордена Соломонова Храма», стремящегося к духовному обогащению человечества. Эмисары этого ордена разъезжают в поисках знания по всей земле, а их товарищи собирают знания в книгах или занимаются научным экспериментом. Всю власть в Новой Атлантиде осуществляет Орден Храма Соломона, стремящийся к духовному обогащению человечества. Эмиссары этого ордена разъезжают в поисках знания по всей земле, а их товарищи собирают знания в книгах или занимаются научным экспериментом.
Кроме таких глобальных проектов в XVII веке возникает идея тайных сообществ. Возникновение научных и религиозно-научных союзов обусловлено состоянием культуры в Европе к началу XVII века. Для Европы в Средние века и в эпоху Возрождения характерно сосуществование двух культур - господствующей (христианство) и периферийной (народная культура, античная философия, арабская наука). Наука Западной Европы в XVII-XVIII вв. еще находилась на периферии культуры, а научные знания не могли распространяться иначе, как в рамках замкнутых групп.
Тайный характер научных обществ был обусловлен также негативным отношением к науке со стороны католической церкви, причем гонения на ученых усилились именно в XVII веке. Наука, как и в Средние века, оделась покровом тайны, спряталась в замкнутые кружки, пробудила веру в таинственное и символическое. Идея ученого сообщества как тайного союза возникает прежде всего из потребности в защите от посягательств со стороны светских и церковных властей. Но члены таких обществ объединялись также из стремления к совместному поиску истины и путей исправления общества посредством науки.
В Германии середины XVII века получили распространение литературно-научные сообщества. К их числу следует отнести «Орден Пальмы», «Братство Трех Роз» и «Орден Лебедя». В символике немецких обществ большую роль играли такие знаки, как солнце и луна, три горящих светильника, столпы Мира и Единства, циркуль, наугольник и др. Коллегия «Чешских Братьев», существующая с 1500 года, преследовала цель распространение «света правды во всем мире», пропагандировала идею веротерпимости. Заслуга в развитии принципов этого общества принадлежит Яну Коменскому (1595-1670), последнему епископу «Чешских Братьев».
В 1620 Иоганн Валентин Андреа (1586-1654) основал религиозно-ученый Христианский союз. (Андреа считается автором трех манифестов розенкрейцеров.) По замыслу Андреа Христианское сообщество представляет собой философский орден, оберегающий свои секреты от непосвященных. «В наше время, – пишет Андреа, – некоторые люди задумали объединиться в Христианскую коллегию, свободную от суеверия и суетности, дабы продолжить путь к истинному благочестию, чистоте мирской жизни и подлинной науке, чтобы противиться обманам и козням мира и украшать человеческий разум познанием.» Быть руководителем общества Андреа предложил Августу, герцогу Брауншвейн-Люнебургскому. При нем должны состоять двенадцать членов тайного совета. Такое религиозно-ученое сообщество представляет собой орден, в котором устанавливается духовное единение ученых-христиан.
Среди членов тайного совета выделяются Наставник теологии, Наставник добродетели и Наставник наук. Остальные девять членов распределяются по следующим группам. Теолог «доносит до нас истину христианской религии». Политик и Цензор следят за соблюдением равенства и справедливости, обеспечивают порядок в сообществе. Философией и другими науками занимаются Физик, Историк, Математик, Философ и Филолог. Если Теологу дана Книга Писания, то названным ученым - Книга Природы. Помимо Христианского сообщества на идеях Андреа основывалась также Философская коллегия, возникшая в 1622 году на северо-востоке Германии.
В дальнейшем центр научной жизни переместился в Лондон. В Англии все оппозиционеры собирались в «невидимых» философских обществах и коллегиях, главнейшей из которых была Лондонская Академия. Подобные замкнутые сообщества через своих членов оказали влияние на идеологию и формы организации масонских лож. Члены этих обществ стали проникать в масонские ложи, когда увидели для себя возможность вести через них пропаганду своих идей. В результате этого ремесленники, входившие в состав строительных корпораций, постепенно уступали место тем, кто ставил своей задачей возведение духовного храма, что в дальнейшем привело к превращению оперативного масонства в спекулятивное. Позднейшие братства вольных каменщиков в идейном плане больше похожи на философские и социально-реформаторские кружки ученых-утопистов, чем на старые ремесленные братства.
2. Предпосылки возникновения масонства.
К концу века происходит изменение культурной парадигмы, что приводит к обособлению и консервации прежних принципов познания мира, а соответствующие области знания вытесняются на обочину европейской культуры. На периферии оказалось все, связанное с герметической традицией, в том числе алхимия, хотя еще долго , почти столетие, она продолжает существовать как златоделание. Этот процесс привел к обособлению самих носителей герметической традиции, возникновению замкнутых сообществ.
С другой стороны, некоторые социальные процессы также оказали влияние на возникновение масонства. Тридцатилетняя война и реставрация королевской власти в Англии показали невозможность создать такое идеальное общество, которое провозглашалось в начале столетия. Поэтому идея совершенного общества трансформировалось в идею совершенного человека.
Наконец, к концу века меняются цели и характер деятельности самих незримых коллегий. Продолжателями герметической традиции теперь уже выступают не только представители самого образованного слоя общества, но и другие социальные группы и коллективы, например, цеховые братства, больше всего связанные с различными областями знания – математикой, геометрией, архитектурой и искусством. В строительных гильдиях каменщиков появляются так называемые принятые масоны, которые не являются ремесленниками или архитекторами.
Одно из первых упоминаний о масонстве относится к 1646 году, когда Элиас Ашмол вступает в Иоррингтонскую масонскую ложу. Это тот самый алхимик, который в 1652 году издаал книгу «Британский химический театр», куда вошли произведения английских алхимиков (Нортона, Келли, Джона Ди и др.). Через восемь лет Элиас Ашмол станет учредителем Королевского общества и его членом. Первое упоминание о содружестве принятых масонов относится к 1676 году, т.е. масонство отделяется от цеховой организации ремесленников. Считается, что на зарождение масонства в Англии оказали влияние такие известные алхимики, как Элиас Ашмол, Филлип Сидни, Джон Ди и Роберт Фладд.
Характер отличий масонства от их предшественников виден из сопоставления двух сходных движений - розенкрейцеров начала XVII века и масонства конца столетия. В отличие от целей, провозглашенных розенкрейцерами, масонство не интересует, например, реформа наук, развитие искусств или научные исследования, поскольку эти направления деятельности к началу XVШ века стали открытыми и вошли в основное русло эпохи Просвещения. С другой стороны, постепенно ослабевает интерес и к эзотерическому знанию, в том числе к алхимии (напоминанием об алхимических корнях служат некоторые элементы символики и обрядов, сохранившиеся до нашего времени). Однако масонство до сих пор продолжает герметическую традицию и сохраняет особый символический подход к познанию мира и универсальные этические принципы, оставаясь при этом, как и в XVII веке, на периферии западной культуры, но сохраняя вечные ценности как нечто постоянное в этом меняющемся мире.