Светочь

Есть "Три Великих Светоча Масонства" - Книга Священного Закона , Наугольник и Циркуль. Книга Закона (Священное Писание) является великим светочем как Б-годухновенное Слово. Два других Светоча , циркуль и наугольник являются великими символами масонства. О Книге Закона часто говорят как о ландмарке, а два других Великих Светоча вместе с Книгой образуют неразрывную троицу. Книга Закона, которая может представляться любым мировым Писанием в соответствии с верой масона, остается для него запечатанной книгой до тех пор, пока он не научился проверять свою жизнь Наугольником её догматов и использовать её как Циркуль для прокладки курса.

Многие масонские словари и энциклопедии дают нам следующее толкование этих символов:

Циркуль - символ ума, рассудка, интеллекта, безграничного познания, поиска истины.

Наугольник - символ гармонии между горизонталью и вертикалью, материей и духом.

Невозможно не заметить связь и переход великих символов Циркуля и Наугольника к другим масонским символам не менее значимым.

Рассмотрим описание подготовки места собрания средневековыми масонами, которое излагает американский исследователь масонства Джон Робинсон. Он пишет: « Готовящий место для собрания своей ложи вырезал две палки метровой длинны. Брал их по одной в каждую руку и связывал между собой бечевой, соорудив, таким образом, циркуль. Воткнув одну палки в землю, другой чертил ровный круг. Конец палки в центре этого круга оставлял точку. Затем, положив палки по краям круга, он завершал сооружение символа.»

Как мы видим, в сказанном о «завершенном символе» идет речь о двух параллельных прямых вдоль круга с точкой в центре. Эти «прямые» символизируют образы двух посохов св. Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. И эти два посоха связанные вместе являются циркулем.

Циркуль издревле служил символом "Того, кто создал небо и землю и отмерил границы свода небесного". В Книге Притчей Соломоновых сказано, что при создании Небес Господь "проводил круговую черту по лицу Бездны" (Прит. 8, 27). В каноническом еврейском комментарии Раши (1040-1105 гг.) на этот стих из "Книги Притчей Соломоновых" (в еврейской традиции - "Мишлей" 8, 27) сказано, что "круг в этом стихе означает окружность или то, чем ее проводят", - то есть циркуль.

Считается, также, что два конца Циркуля олицетворяют Дух и Материю, Содержание и Форму; из этих двух составляющих и рождается сложная, постоянно изменяющаяся "мантия единой жизни", «существующая в Круге, созданном Б-гом, установившим границы Вселенной».

В Масонских справочниках говорится, что точка символизирует «индивидуального брата», с его обязанностями по отношению к Б-гу и человечеству, ограниченными окружностью. Но точку и окружность сотворенных циркулем можно рассматривать и в духе мистерий и метафизическом учении об абсолюте.

«Точка — это то, что не имеет частей и величины» - этот геометрический постулат является единственным возможным отображением невыразимого Б-га, или Того, что остается после снятия всех очеловеченных покровов Б-жества. Точка, не имеющая величины, есть метафизический образ Бесконечности, поскольку метафизическая Бесконечность не подразумевает протяженность, и Вечность, поскольку Вечность не длится с «сейчас» без конца.

Отношение между этой точкой, оставленной циркулем, и тем кругом, центром которого она и является, — это священность понятия Б-га, ограничения, наложенные на невыразимое ради постижения нашим конечным логическим аппаратом.

Точку в Круге можно рассматривать и в других значениях. Это, к примеру, Братство, собранное воедино в стенах ложи. Это Тайное, существующее внутри Официального. Это Солнце с окружающей его вселенной. И т.д.

Напрашивается вывод, что циркуль, творящий точку и круг, является символом связи между ними.

Древняя мудрость гласит: «Иди вслед за циркулем и избежишь того, что другие не смогут избежать». Таким образом, два связанные в циркуль посоха Иоаннов являют собой символ предела. Той жизненной границы выхода, за которую должен избегать масон.

Есть хороший наглядный и очень символический пример: «Необходимо нарисовать на бумаге круг – все равно, какой величины. Провести прямую линию через Точку в его центре. Поставить точку в любом месте границы круга. Соединить эту точку с прямой в обеих точках ее пересечения границы круга. И мы получим идеальный прямой угол. Угол в 90 градусов называется прямым. Прямой угол – это также «правильный» угол, единственно подходящий для укладывания камней в ровную стену строения. Любой другой угол в таком деле будет неправильным. Прямой угол – прямота жизни. Прямая жизнь – правая жизнь.

Тут уместно перейти к следующему Великому Светочу, который и символизирует прямоту и правость (праведность) жизни- наугольнику.

Наугольник символ отмерения добродетели. Символ братства и единства. Символ равенства внутри ложи. Он показывает нам, что, то, что внизу подобно тому, что наверху. Возникающее противоречие между горизонтальным равенством и вертикальной иерархичностью примиряются в Наугольнике. Символизм Наугольника предельно прост и ясен и в тоже время ни один из масонских символов не обладает столь вселенским и одновременно земным значением, как этот.

Каменщики всегда пользовались им для выверения точности обработки камня. Если углы отшлифованного камня соответствовали прямому («правильному») углу Наугольника, камень подходил для кладки. Нравственный Закон, эмблемой которого является Наугольник, управляет работой Вольных Каменщиков, которые заботливо «обтесывают сами себя» шлифуя камень. Наугольник является инструментом совести, посредством которого масон выверяет все свои поступки и действия, а также слова.

Сравнивая два символа Циркуль и Наугольник, мы замечаем, что циркуль является символом духа, символом Творца, символом создания, а Наугольник является символом души, символом Сотворенного, символом созданного. Соединение циркуля и наугольника является символом единства индивидуальной души со вселенским Божественным духом. Это единство выражается в масонской эмблеме соединенных циркуля и наугольника.

В этой эмблеме циркуль изображает Небесный Свод, а наугольник - Землю.

Земля - место, где человек выполняет свою работу, а Небо - символически связано с местом, где чертит свой план Великий Архитектор Вселенной. Это эмблема представляющая собой компиляцию двух отдельных символов, излучающего и принимающего начала, говорит, о том, что надо не только брать, но и отдавать, поглощать и излучать. Излучать для Земли, воспринимать для неба. Это символ эволюции. Мы получаем и наполняемся, когда отдаем другим.

Поскольку масонство это «наука нравственности, изложенная иносказательно и выраженная в символах», то в фигуре «соединенный циркуль и угольник» под покрытием вуалью аллегории можно рассмотреть древний символ печати Соломона (Щита Давида). Стоит лишь удалить горизонтальные элементы в ее начертании и перед нами предстанет циркуль и наугольник.

Таким образом, смело можно говорить, что эмблема масонства из двух соединенных символов выражает собой полноту творения Великого Архитектора Вселенной. Связь микро и макро космоса. Величие и единство Б-га и Природы. Высшее понимание и логическое рассуждение. Соединение противоположности. Гармонию между небом и землей.

В один из своих вдохновенных моментов Элифас Леви заключает, что «Небеса есть зеркало человеческой души, и когда мы думаем, что читаем по звездам, читаем мы в самих себе».

Чтение символов и рассуждение над ними я бы назвал — путешествием ума к мудрости.

Масонские символы, о которых шла речь в этой работе, требуют отдачи им должного уважения, ибо они олицетворяет одно из величайших и священнейших положений масонского учения. Эти символы внешне очень просты, но до конца понять и осознать их глубину и значение способен лишь имеющий масонство в сердце.