В этой работе я хотел бы рассмотреть ритуал как главную составляющую масонства.
Ритуал представляет собой последовательное выполнение действий помогающих исполнить задуманное правильно и более осмысленно.
Каждый человек осуществляет те или иные последовательные действия в своей жизни, которые воспринимаются как ритуал. Для каждого осуществляющего эту последовательность действий характерно достижение той цели, которую он ставит перед собой.
Спортсмен, выполняющий на тренировке одни и те же упражнения, готовит себя к соревнованиям, на которых он должен повторить все те же действия единственно правильно. Насколько эта правильность может получиться у спортсмена, зависит от понимания целей и задач, стоящих перед спортсменом. Для спортсмена подобная цель, это победа в соревнованиях, чемпионатах, установление рекорда.
Подобных примеров с ритуальными действиями мы можем найти достаточно много. Можно даже сказать, что вся жизнь человека пронизана теми или иными ритуалами, большими и малыми.
Вставая утром и начиная готовиться к выходу на работу, мы совершаем одни и те же действия, фактически это один и тот же ритуал, которому мы не придаём особого значения, но который практически неизменен. Мы редко задумываемся над тем, что это тот же самый социальный ритуал. Просто мы привыкаем к этой запрограммированной последовательности и не обращаем внимание на эти действия, как на ритуал. Хотя это и есть одна из самых простейших форм ритуала. В течении дня нам приходиться ни раз проводить подобные обязательные и последовательные малые ритуалы, которые обеспечивают нам вспомогательные функции для удачного выполнения обязанностей сопровождающих один день нашей жизни, и всю жизнь в целом.
Может показаться, что автор работы несколько оригинально смотрит на человеческую жизнедеятельность и на свершаемые действия человеком. На это я могу возразить многочисленными исследованиями в этой области, показывающими, что человек не смог бы осуществлять контролируемую и осмысленную деятельность, да ещё и с логичным положительным результатом. Лишь поставленная перед собой чёткая цель и выверенные действия, способны осуществить задуманное, принести пользу и дать искомое.
Рассмотрим, к примеру похоронный ритуал, существующий у разных народов и по-разному проводимый. Он представляет собой последовательное действие, целью которого является прощание с покойным и погребение его, как подобает обычаям места проживания и укладам того общества членом которого он являлся.
В каждом месте считается недопустимым отклонения от сложившихся за века, а иногда и за тысячелетия правил. Ритуал, или обряд, должен быть выполнен в точном соответствии с этими правилами, ибо это соответствует воззрениям людей и их пониманию традиции.
Тут мы встречаемся с традицией, суть которой и есть в хранении и передаче той информации, которую необходимо сохранять неизменной для понимания того, что данная форма проведения обряда есть правильная и соответствующая канонам и укладу общества её хранящую.
Сам по себе ритуал возник не в масонстве, конечно же, он появился задолго до появления масонства как такового. Но он настолько явно ассоциируется с масонством, что трудно представить масонство без него.
Ритуал в масонстве представляет собой ту организующую форму, без которой функционирование ложи было бы невозможно.
Он дисциплинирует братьев и выстраивает определённый порядок, настраивая всех братьев на одну частоту звучания. Он как ноты с музыкальным произведением организовывает все музыкальные инструменты для исполнения той музыкальной партии, которая может зазвучать, так как она должна зазвучать в отлаженном и сыгранном коллективе.
Сыгранность представляет собой исполнение каждым братом своей партии только в единственно возможном и совершенном варианте исполнения. И никак не иначе. Ритуал не зазвучит до той поры пока не произойдёт понимание каждым из нас важности происходящего в нём.
Как порой от проделанной работы наступает чувство удовлетворения тем, что всё сделано как должно, также и мы ощущаем внутренний подъём от точно проведённого ритуала и осуществлённой как должно работы.
Смысл выполненного ритуала в точности и совершенности понимается нами, как обязательное соблюдение традиции, которая предписывает неуклонное исполнение его во всех деталях. Ибо если начать пропускать мелочи, которых на самом деле нет в ритуале, то ритуал отмирает сначала в этих мелочах, и впоследствии становится бессмысленной формой лишенной содержания.
Во всех обществах традиция предписывала неукоснительное соблюдение ритуалов/обрядов. Необходимость этого соблюдения заключалась не только в сохранении аутентичности, но и в возможности продолжения существования того сообщества, которое использовало ритуал, как одну из главных своих составляющих.
Последовательность, положенная в основу ритуальных действий в масонстве определённым образом символизирует солярный принцип, который положен в основу многих ритуальных действий разных народов. Прямым указанием на действия в ритуале является для нас табель, в котором солярность проистекает с начала ритуала, т.е. в виде начала работ, открываемых на Востоке ложи, а затем плавно перетекает на Юг и оканчивается на Западе, символическом месте захода Солнца.
Солярный принцип лежит во всех перемещениях в ложе, точно также, как светило движется по небосклону. Подобная солярность может быть встречена нами и в культах первобытных обществ, и в религиозной конфессиональной практике проведения обрядов, что само по себе говорит нам об общих принципах понимания ритуала, как единой основы многих религиозных и социальных сообществ.
Мы конечно же не являемся религиозным сообществом, и путь, по которому мы идём, это путь добродетели на основе данного нам учения, выраженного в наставлениях, аллегориях и символах.
Это учение призывает нас к стремлению через ритуал воспринимать наставления, которые совмещённые с последовательным порядком действий оказывают на наш внутренний мир облагораживающее воздействие.
Наша главная задача, как масонов, неукоснительно исполнять положенный в ритуал порядок, ибо он есть единственно правильный и на все времена, применительно к нашей традиции, верный.
Благодаря чёткости и слаженности действий в нём идёт передача знаний, передача духа, царящего в наших Храмах.
Наша традиция, пожалуй, одна из немногих, что сохранила и обеспечила ключевые аспекты передачи её за счёт ритуала.
Нам невозможно было бы постигнуть той глубины, той сокровенной сути, если бы мы были лишены осмысленных действий, проводимых нами в наших ритуалах...