Миф и обряд в традиционной культуре были неразрывно связаны между собой. Обряд является инсценировкой мифа, а миф описывает ритуальные действия. На основе мифа и обрядов формируется система символов, отражающих представление людей об окружающем пространстве. Микрокосмос, создаваемый в месте совершения обрядов, является символичным по своей сути, поскольку в миниатюре воспроизводит макрокосмос. Среди символов, обозначающих сакральное пространство, особое место занимают такие фигуры, как круг, квадрат и треугольник. С течением времени они превратились в архетипы и воспроизводятся в культуре на протяжении веков, в том числе находят свое отражение в архитектуре.
Пространство в традиционной культуре всегда центрично. В сакральном центре располагался алтарный камень или священный столб, что отражает представления людей о мировой горе и священном дереве. Камень устанавливался вертикально в центре поселения. Этому предшествовало освящение места установки, а в яму закладывали кости жертвенных животных. Место, в котором совершались обряды, очерчивались кругом или кольцом камней. Круглая форма придавалась также местам захоронения – дольменам и курганам.
Самым распространенным из дошедших до нас символов сакрального центра являются менгиры. Множество таких каменных столбов можно и сейчас увидеть в Хакасии и степях Монголии. Столбы имеют, как правило, четырехгранную форму. На одной из граней, обращенной на восход солнца (северо-восток или юго-восток), изображена трехглазая личина мифического существа. Над личиной чаще всего можно увидеть небесные символы – громовую колесницу со стрелами-молниями, солнечный корабль или символ трех солнц. Под личиной располагалось подземное солнце (круг, перечеркнутый крестом) или копытные животные. Сама личина имеет форму космического яйца и делится на три части горизонтальными линиями: сверху три глаза (символ трех солнц), посередине вертикальная фигура, снизу – горизонтальная. Менгиры встречаются в Европе и Египте (обелиски в Луксоре и Гелиополе). Подобные колонны квадратного сечения обозначают центр площадей перед городскими соборами (Казанский в Санкт-Петербурге, св. Петра в Риме и др.).
Представления о мировой горе как месте обитания богов выражается в виде пирамидальных построек. Характерная черта таких сооружений – квадратное основание, что обозначает четыре стороны света, а сама пирамида – макет мировой горы, стоящей в центре земли. Чаще всего священная гора связана с богом земли , о чем свидетельствуют лингвистические данные: пирамида от греч. pyr – огонь, в русском языке гора и гореть – родственные слова. В пирамиде мог быть обозначен вход в подземное царство, но одновременно пирамида – это лестница в небо: на плоской вершине пирамиды обычно совершались обряды. Пирамида – архитектурная форма, которая используется только в постройках, имеющих сакральный характер. В XIX веке пирамида была водружена на обелиск Вашингтону, который до этого задумывался как четырехгранный столб. В Париже в 1793 году соорудили временный памятник в виде пирамиды, а уже в ХХ веке – стеклянную пирамиду в Лувре.
У других народов символом центра было мировое дерево. Священное дерево описано в ряде мифов; сохранилось множество изображений мирового дерева. Все они имеют четкое двух- или трехчастное деление по вертикали, что обозначено соответствующим образом. Например, в кроне дерева изображен орел, у ствола – два или четыре оленя, а под корнями – змея. Образ мирового дерева встречается и в шаманских обрядах, и в сюжетах волшебной сказки. Архитектурным эквивалентом священного дерева является колонна круглого сечения. Все античные храмы окружены такими колоннами, что напоминает рощу священных деревьев. Скульптурные завершения колонн, особенно ионического и коринфского стиля, подчеркивают их связь с прообразом, а постамент имеет квадратную форму – символ земли.
Символика священного дерева и мировой горы присутствует и в христианских храмах. Центр иконостаса обозначен крестом, который стоит на Голгофе, – это гора (пуп земли), где по преданию был похоронен Адам. Сам крест – символ мирового дерева. В готических соборах центральный портал делится надвое столбом, образуя Т-образный крест. Верхняя часть портала (тимпан) представляет собой полукруглую арку, где изображены сюжеты Священной истории или знаки Зодиака. Такая конструкция напоминает мировое дерево, крона которого является небесным сводом.
Круглые, квадратные и прямоугольные в плане постройки имеют разное происхождение и назначение. Жилища вначале были круглыми и гораздо позже стали прямоугольными. (До сих пор африканские племена строят круглые хижины.) Строения круглые и квадратные в плане обычно являются не жилыми, а носят общественный характер.
Квадратными были башни различного назначения. Само слово башня (по греч. pyrgos) родственно слову пирамида. Традиционный центр средневековых городов обычно обозначен четырехгранной башней, чаще всего колокольней городского собора. Из других построек можно упомянуть мемориал Вашингтона в Александрии (штат Вирджиния), также квадратный в плане, напоминающий Фаросский маяк.
Храмы круглой формы воспроизводят святилище – круглую площадку для совершения обрядов. Архитектура христианских храмов обычно сочетает в себе круглые и прямоугольные формы. Считается, что квадрат – символ земли, а круг – символ неба. Основанием храма является здание в виде квадрата или восьмиугольника, а завершается постройка барабаном и куполом, которые являются символами неба.. Такую же форму имеют мавзолеи – кубические сооружения, перекрытые куполом.
В отличие от символа неба, связанного с образами облака или дождя, солнце обозначают кругом, разделенном крестообразно на 6, 8 или 12 частей. Причем, если символ неба проявляется в виде барабана или купола, то символ солнца как архитектурный элемент располагается на вертикальной плоскости стены (круглые окна, витражи, ниши).
Подобно символу солнца, треугольник всегда используется как вертикальный архитектурный элемент. Треугольную форму имеют фронтоны античных храмов. Характерно, что в плоскость фронтона помещали скульптуры, иллюстрирующие мифологические сюжеты. В готических соборах полукруглый портал имеет еще треугольное завершение. Иногда в этот треугольник вписан круг, что образует характерную для готической архитектуры фигуру.
Треугольник ассоциируется прежде всего с символом трех солнц. Этот знак можно видеть не только на древних изображениях, но и на обыкновенных избах: на двускатном фронтоне слева и справа изображены полукруглые знаки, обозначающие восход и закат солнца, а на коньке крыши – полуденное солнце. Солярная символика, особенно на оконных проемах, выполняла охранную функцию. К заклинательным элементам относятся также треугольные наличники над окнами. Как и на фронтоне здесь треугольник изображает путь солнца слева направо через верхнюю точку. Треугольник символизирует не только путь солнца по небу, но и сам небосвод как вместилище небесной воды. В алхимии треугольник вершиной вверх обозначает серу (горючее и летучее вещество), а вершиной вниз – соль (осадок).
Выводы. Круглые формы архитектурных сооружений имеют своим праобразом святилища, где в древности совершались обряды. Круглый барабан и купол – символы неба, а круглые витражи – символы солнца. Квадратные в плане сооружения (пирамиды) – символ земли, а различные четырехгранные обелиски и башни служат для обозначения сакрального центра. Треугольник в архитектуре – это всегда вертикальный символ. Он изображает путь солнца по небу или же является образом небосвода.