Японский сад

Камни учили меня молчанию.
Камни учили меня терпению.
Камни учили меня спокойствию.
Камни учили меня созерцанию.
Камни учили меня бесконечности мироздания.

Настоятель Дзенского Монастыря

Японская культура является неповторимым самобытным явлением не только в контексте общемировой культуры, но и в ряду других восточных культур. Японцы - это нация воинов, суровых в битве, но мягких и благородных в мирное время. Они страстно любят поэзию и природу. Эта любовь в большей степени порождена ландшафтом Японии - каскадами ее зеленых холмов, её побережьями, опоясанными соснами, и чистотой серебряных далей. Буйная тёмно-зеленая растительность окутывает здесь изгибы морских заливов и трепещущий бамбук с его перистыми листьями словно выбегает из гущи сосен. Главной же особенностью Японии является ее идеология, основой которой служит национальная религия Синтоизм - "Путь Богов". Причем Синтоизм включил в себя Буддизм с его стремлением к иллюзорному бытию, Конфуцианство со строгой регламентацией общественной жизни и даосизм, повелевающий строго следовать своей внутренней природе. Таким же прообразом идеологии Японии может символически изображаться масонское учение в основе которого лежит гармония и уравновешенность, где мы видим приверженцев разных религиозных учений, но при этом не воюющих между собой за первенство своей религиозной доктрины, а мирно покоящихся и дополняющих друг друга.

Своеобразным и чисто национальным видом ландшафтной архитектуры Японии являются Сады камней. Все эти сады призваны вызывать у человека иллюзию пространства и погружать его в идеальный мир, далекий от нашего бренного и несовершенного мира и отличаются от всех других тем, что в них удивительно большое количество символических элементов и зрительные образы, предстающие перед глазами посетителя. Знание расшифровки этих символов дает возможность создать в своем сознании тот образ, какой был заложен в данную композицию. Сад камней можно сравнивать и с масонской ложей где есть духовно-нравственное учение, сокрытое в аллегориях и завуалированное символами, где ставится цель улучшения людей, находящихся в ней, где с первых шагов каждый ощущает свой отрыв от бытийного существования. Масонское учение отдаляет от низменного и бездуховного, наполняя жизнь осмысленной работой и движением вперед. Не в одной из всевозможных общественных организаций, клубов или групп нет такого широкого символизма, призванного пробудить в человеке скрытые нравственные основы.

Японский Сад камней это одно из самых загадочных для европейцев явлений. Эти уникальные сооружения предназначены для созерцания, медитации, отстранения от мирской суеты и повседневных проблем. Пожалуй, ни в одной мировой культуре не возникло ничего подобного. Такие сады еще называют "сухими" или "философскими". К камню в японской культуре сложилось особое отношение. Японцы, в отличии от европейцев, считают, что высшим творением природы является не человек, а камень, и, следовательно, через камень можно передать всю информацию о мире. Безусловно, это философское заключение гораздо старше первых садов, зато объясняет во многих случаях благоговейное отношение к камню. По идее любой японский сад — это Сад камней, так как камень был и остается основным элементом при его создании, а с развитием и распространением учения дзен его роль в создании сада усилилась еще больше.

Призывая понять истину через созерцание, медитацию, заставляя работать воображение, дзенские сады приобретают все более упрощенный вид, доведенный до абсолютного символизма, где камень может оставаться единственным средством передачи красоты и величия природы. Подобное отношение к камню мы встречаем и в масонстве, где каждый масон работает над своим несовершенным и еще не так далеко ушедшим от природы камнем. Конечно же, понимание камня в синтоизме и в философии Сада камней несколько иное чем в масонстве, но всё-таки как в синтоизме, так и в масонстве камень является одним их главных символов.

Камни в японском саду символизируют горные земли и мужскую силу Янь. Песок, галька или гравий, заменяющие воду, олицетворяют быстрые реки и тихие озера, являясь символом отрицательной, тёмной, мягкой, женской силы Инь. Их вечное противостояние и неразрывное единство, согласно древнему космогоническому дуализму, является основой существования мира. Подобный дуализм мы встречаем в масонской ложе в виде шахматного пола, который символизирует темное и светлое, плохое и хорошее, злое и доброе, ночь и день.

Способ расстановки камней регламентируется и тоже является символичным. Обычно камни укладываются по три, образуя триаду. При всей ее простоте укладка такой триады достаточно сложный процесс. Композиция всегда составляется из нечетного количества камней, которые всегда образуют как минимум треугольник. Если треугольников больше, то они всегда имеют общую вершину. Сад камней — это микрокосмос, отражающий макрокосмос - Вселенную, он должен помочь посетителю почувствовать законы мировой гармонии. И в этом настоящий Сад Камней подобен любому другому произведению искусства. Фактически масонская ложа является символическим отражением мироздания, в котором есть и микрокосмос, и макрокосмос, всё это нам передает символизм ложи и масонское учение.

Таким причудливым образом, сравнивая Японский сад камней и масонскую ложу, обнаруживаются не только пересечения в символизме, но и открываются цели присущие философии синтоизма и масонства - гармония с самим собой и окружающим миром, уравновешенность и осмысление законов мироздания.

В этой работе я попытался в максимально доступной форме отобразить открывшиеся мне древние учения, которые заключаются в общих этических и нравственных законах, постигаемых в Японском саде камней и масонской ложе.