Зарождение геометрических форм произошло в античном мире. В искусстве того времени нет бессмысленных форм. Каждая форма имеет свой особый, глубоко индивидуальный смысл. Это относится не только к одиночным фигурным изображениям, но и к композиции в целом и к форме предмета, на котором представлена сцена. Язык геометрического искусства, в то время, был символическим, знаковым. Поскольку значение большинства знаков не ясно, не ясен и вклад геометрии в духовную культуру античности. Мифология - основа мышления и мировоззрения "геометрического" общества - не реконструирована. Ликвидировать этот пробел можно только, обратившись к выяснению смысла геометрических знаков. Я хочу проанализировать, чрезвычайно распространенный и не только во многих древних культурах, но и доживший до наших дней. Это так называемый шахматный орнамент, получивший название от сходства с игральной доской. Хотя он известен в Греции еще в неолите и встречался в искусстве Крита и Микен. Орнамент в то время находился в стадии "натурализации" - обретения своего первоначального вещно-понятийного смысла.
Во всех этих культурах, шахматный орнамент, постоянно фигурирует в одной и той же композиционной структуре. Он изображается в виде большого прямоугольника, которое постирается над умершим, возлежащим на ложе. Получается, что шахматный орнамент, является непременным признаком этого поля. Что это за поле? Исследователи почти единодушно называют его погребальным покровом, или пологом, считая его прямым заимствованием из реально совершавшегося погребального обряда. Однако, это не дает ответ на вопрос: почему пологи украшались, как правило, шахматным орнаментов и почему он использовался в погребальном обряде. Каков был этот смысл, мы можем понять, обратившись к анализу орнамента.
В основе шахматного поля лежит квадрат, и вся орнаментальная зона состоит из идентичных квадратных ячеек. В античности квадрат считался одной из совершенных фигур. Семантика его однако, в полной мере не выяснена. Он считается образом космоса и символом земли, но также и знаком преисподней, подземного мир. Как символ земли квадрат нередко противопоставляется кругу – небу. Шахматное поле строится из двух, структурно идентичных, но по смыслу полярных единиц, - двух квадратов, светлого и темного. Можно предположить, что "первоквадрат", положенный в основу орнамента - структурированный образ космоса - мыслился бескачественным, а, значит, и бесцветным. В таком случае распадение его на два контрастно окрашенных квадрата должно иметь глубокий смысл. Именно пара квадратов является единицей, порождавшей орнаментальный рисунок, и в этой паре один квадрат воплощает абсолютный свет, а другой - абсолютный мрак. С точки зрения греческой (и шире - индоевропейской) семантики цветов, светлый квадрат .- это жизнь, темный - смерть. Белый свет – цвет красоты и чистоты, черный цвет – цвет силы и власти. Их смена - это смена дня ночью, солнца луной, жизни смертью - в вечном, необратимом и непрекращающемся процессе. "В силу его уникальной ритмизованности этот орнамент читается и по горизонтали, и по вертикали, и по диагонали. Он безразличен к поверхности - выпуклой или вогнутой, прямоугольной или круглой. Он может распространяться вверх, вниз, в стороны на любую величину, и ограничить его может только внешняя по отношению к нему форма. Также на шахматном поле есть и третья составляющая, Мудрость – это линии между темными и светлыми участками. Мудрый человек никогда не принимает одну из сторон, а всегда идет между ними, лавируя на знаниях обеих стихий.
Замечательно, что у шахматного орнамента нет центровки - низа, верха, середины, и нет определенной направленности движения. Это небо и земля, суша и вода, день и ночь, мрак в свет, жизнь и смерть – уже отдельные, но еще неотделимые. Состояние взаимосвязи элементов можно понять как состояние космоса в момент его становления. Может быть, это один из самых ранних и самих значимых для последующей традиции космогонических образов. Шахматный орнамент, несомненно, является воплощением непрерывности жизненного процесса, его потенциальной бесконечности.
Шахматный орнамент духовно апатичен, в нем нет воли к жизни, нет человеческого элемента. Он воплощает над человеческий уровень бытия, закон природы, и единственное человеческое в нем - то, что его образ воплощен и создан человеком. Шахматный орнамент - как фон, на котором разворачивается действо, как пространство жизни.
Итак, шахматный орнамент, диалектически объединяющий свет и мрак, можно понять как художественный образ единства и борьба изначальных противоположностей космоса. В таком случае он является одновременно и первоначальным образом космоса и отражением процесса его становления, - и космологией, и космогонией. Это древнейший уровень смысла, нашедший параллель в игре в шахматы, шашки, основанной на сражении двух игроков, воплощающих "свет" и "мрак".
Два поля олицетворяют королевскую игру жизни; конфликт между духовными силами света и тьмой, ангелами и демонами, борющимися за господство над миром. Двухцветная, черная или красная и белая, шахматная доска символизирует поочередное притяжение всех фундаментальных свойств и качеств в их проявлении, как отрицательных, так и положительных: ночь и день; Солнце и Луна; мужчина и женщина, помутнение и ясность; светлое и темное время Луны, время и пространство и т, п, , а также шахматный порядок жизни, колеблющийся между хорошим и плохим, от удачи к неудаче.
Шахматный орнамент, несомненно, является воплощением непрерывности жизненного процесса, его потенциальной бесконечности. Наверное именно поэтому он на погребальных сводах отображается над умершим и наверное именно поэтому же Соломон, а в последствии и масонское сообщество взяли этот орнамент за основу и разместили его на полу. Именно он, как символ тьмы и света, стоит на границе отделяющего земную и потустороннюю жизнь, именно поэтому у нас этот символ на полу, а у них на своде.
Я сказал.
Библиография
Ср.,напр., известную чашу из Димини, 3000-2800 гг. до н.э. (возможно, это была курильница, судя по отверствиям в стенках) - Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира, ил.1; Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972, ил.12.
См.: реконструкцию Кносского дворца - Соколов Г. Эгейское искусство. М., 1972, с.10 (без нумерации); вазу из Феста с цветами лилии стиля Камарес, ок.1600 г. до н.э. - Там же, ил.64; Сидорова Н.А. ук.соч., ИЛ.67; Sakellaralcis J.A. Herakleion Museum. Illustrated Guide. Athens, 1982, p.29; другие вазы стиля Камарес - Сидорова Н.А. Ук.соч., ил.65; позднюю модель святилища из Арханеса (1100-1000 гг. до н.э.), в которой шахматным орнаментом украшена дверь, скрывающая фигуру богини рождения (согласно И.Маразову, поза "кариатиды" означает именно акт рождения. - Маразов И. За семантиката на изображенията в гробницата от Свещари. - Искусство, № 4, 1984, с.33 сл.; Соколов Г. Ук.соч., ил.105-106.
Целый ряд примеров собран в книге Р.Хампе и Э.Зимон. - R.Hampe, Simon B. Vs. millenaire d'art grecs. 1600-600. Eribourg, 1980. (пер. с нем.яз.). См. пол мегарона во дворце Тиринфа, XIII в. до н.э. - ibid., fig2 (реконструкция), шахматный фриз над колеснией из росписей Пилоса - fig.21; шахматное основание, на котором стоит келонна, Х1У в. до н.э. - fig.29 и др.
Не следует однако думать, что в других регионах в это время он вовсе не встречается. Он есть и в Аргосе, и на Родосе, и на Крите, и на Кикладах, хотя эти районы, как показал А.Снодграсс (Snodgrass A.M. The Dark Age of Greece. Bdinbourg, 1971, p.55 f., p. 134-135) развивались весьма неравномерно. Ср.: Coldstream J. Geometric Greece. London, 1979, fig.7a, 55a, 6lc; Ablberg G. Prothesis and Ekphora in Greek Geometric Art. Goteborg,1971, tig. 52a
Топоров В.Н. Квадрат. - В кн.: Мифы народов мира. Энциклопедия, т.1. М.. 1980, с.630 (в дальнейшем - МНМ).