Масонские перчатки

Скромный подарок, если судить по первому взгляду, ждет Вас по возвращении. Самое удивительное... я могу его сделать только одной женщине и только один раз в жизни.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

На первый взгляд, довольно странными могут показаться эти строки, написанные Гёте своей возлюбленной. И уж совершенно непонятными они окажутся для большинства людей.

Казалось бы, какой смысл, спрятал великий поэт в этих словах? Ответ же прост - этими предложениями он сопроводил свой дар - пару белых перчаток, вручённую ему при посвящении в масонский орден, своей даме сердца.

Не секрет, что одним из легко узнаваемых символов масонства, прочно вошедшим в обиход Вольных Каменщиков, являются белые перчатки. Для того, что бы определить, когда они появились в масонстве, нам необходимо окунуться в историю.

Первые перчатки были обнаружены археологами в Древнем Египте в гробнице египетского фараона Тутанхамона, тогда перчатки были символом высокого положения. Совсем иное отношение к перчаткам было во времена античности: греки и римляне использовали их на пирах, чтобы не обжечься. В позднем Средневековье образовался культ перчаток, и из полезной вещи они стали символом власти. Епископы получали их при вступлении в сан, рыцари получали перчатку при посвящении, представителям городского сословия перчатку вручали в знак особых привилегий.

В это же время выработался особый символизм перчаток. Например, брошенная в лицо перчатка, означала страшное оскорбление, за которым незамедлительно следовала дуэль; полученная же перчатка от дамы, была знаком её особой благосклонности.

Но и в масонстве, перчатки имеют свою историю и не обделены символизмом. К примеру, во времена существования ремесленных цехов, согласно известным цеховым уставам, Ученикам, поступающим в мастерскую, требовалось одарить парой перчаток всех членов Ложи, которые использовались как средство необходимое для защиты рук при постоянной работе над камнем. И возможно чуть позже, в годах так 1650-1720, когда произошёл переход от оперативного (деятельного), к так называемому спекулятивному (умозрительному) масонству, когда в ложи каменщиков стали принимать представителей других профессий и сословий, образовался обычай дарить новопосвящённому брату две пары белых перчаток. Одна предназначалась для самого посвящённого, вторую же дарили для той женщины, которую выберет своей дамой сердца Вольный Каменщик.

Не правда ли, прекрасный обычай, продолжающий жить и в наши дни, наполненный глубоким смыслом, наводящим на размышления.

Я часто мысленно возвращаюсь в тот день, когда впервые познакомился с этим атрибутом масонства. Темнота в глазах от надетой тёмной повязки, биение сердца, чья-то рука, бережно ведущая тебя во мгле к вратам Храма, и перчатка, своеобразный защитный барьер, барьер от того – что да, ведомый рядом возможно будущий Брат, но пока ещё профан, человек не прошедший посвящения.

Может ли это показаться своеобразным пренебрежением?! Возможно… Но тогда с таким же пренебрежением встречает пациента в своём кабинете надевший перчатки врач, почему-то желающий ему добра и заботящийся о здоровье. И не важно кто - стоматолог, хирург или уролог, он лишь защищает себя, также как и Брат обрядоначальник защищает себя от всего профанского, всего того, что может принести с собой в Ложу профан.

Белый цвет – цвет чистоты, невинности и добродетели. В тоже самое время – цвет очень маркий. Как новорожденного ребёнка, заботливая мать укладывает в белоснежные пелёнки, так и масона, по окончанию посвящения заботливые братья облачают в белый Запон и вручают белые перчатки, о сохранении белизны которых должен постоянно помнить пройдя обряд посвящения каждый Вольный Каменщик.

Не важно в какой градус посвящён масон, как географически далёк он от своей Ложи, изо дня в день, Вольный Каменщик работает над своим камнем, разделяя время суток засечками двадцати четырёхдюймовой линейки и сбивая лишнее молотком и зубилом – работает над собой. И раз носит он почётное имя масон, раз братья его Ложи признают в нём своего Брата, то не важно, чем занят человек в повседневной жизни, какую должность занимает и кем трудится, отныне, каждый его поступок, любые действие, как в принципе и бездействие, должно символически отождествляться с первоначальным белым цветом его перчаток.

Каждый тот момент, когда при работах в Ложе, надеваются перчатки, стоит на мгновение всмотреться в них и задуматься – остались ли они по-прежнему чистыми и белыми, не замарались ли они от помыслов, поступков и действий, чисты ли руки их носящие и спокойна ли совесть человека их одевающего.

И когда по извещающему удару молотка Досточтимого Мастера Ложи, с заходом Солнца, отложив на время свои инструменты, становится Вольный Каменщик в братскую цепь всемирного масонского братства, снимая перчатки, чтоб понимал он, что только от его поступков зависит, останется по прежнему крепка эта цепь, или порвётся от слабости всего лишь одного звена…