Дикий Камень

Восток Барселоны, 27 мая 2008 года, вульгарная эра.

Достопочтимый Мастер, дорогие Братья и Сестры.

В этой зодческий о диком камне позвольте мне пренебречь всем символическим богатством, принятым и необходимым, чтобы исследовать единственный вопрос – каков скрытый символизм дикого камня?

В силу очевидности того, что камень является материалом строительства, неизбежно возникает соблазн использовать архитектурные метафоры и провести параллель с функциональностью камня. Первое, что мне приходит на ум, когда я начинаю думать о камне в масонском контексте, это мегалиты Стоунхенджа, пирамиды и зиккураты Египта, Вавилона, Майя, и тд... Образ маленького человека, поднимающего те монументальные стены и храмы по всей планете настолько силен, что наш ум и чувства устремляются вслед этому процессу строительства. Надо добавить, что этот процесс представляет собой коллективную и социальную данность во всей своей значимости.

Однако, несмотря на то что наш ум норовит исследовать нечто ощутимое и впечатляющее, нам необходимо остановиться в этой точке и вернуться назад, спрашивая самих себя: что есть камень в самой своей сути? Когда говорим, что обязанность каждого ученика – вытесать свой дикий камень из аморфной массы общего, и что обязанность каждого масона – никогда не останавливаться в шлифовании своего камня, - о каком камне мы говорим?

Масонская традиция говорит нам, что этот камень – ты сам. В этом месте необходимо остановиться. Если мы остановим вовремя поток мыслей, незамедлительно возникнет вопрос – кто есть я?

В попытке ответить на этот вопрос мы замечаем, что речь не идет о личных характеристиках; привычки, слабости, достоинства и личные черты являются ответом на совсем другой вопрос – какой я?

Ответить на вопрос кто есть я, необходимо предполагает понимание глубинной природы самого себя, не более и не менее самоосознание как человеческого существа.

Что это за камень, который мы начинаем вытесывать? Человеческое существо, равное среди прочих, неповторимое в то же время в своей потенции созидания? Кем является тот, которого мы ожидаем найти, вытесав свой камень? Не зная, о чем мы говорим, мы не сможем собрать урожай от этой работы. Более того, мы не сможем даже спланировать, какими инструментами и как мы начнем эту работу.

Начиная думать в этом направлении, то замечаем, что здесь нет ничего очевидного. Можем ли мы сказать, что наш камень эквивалентен нашей личности? Нет повода думать так, поскольку личность является только одной из внешних оболочек человеческого существа. Можем ли мы сказать, что камень является нашим сознанием? Вряд ли, поскольку сознание и интеллект являются только частным проявлением нашего существования. Возможно, душа может быть представлена этим камнем? Все нам говорит, что нет, поскольку душу обычно мы сравниваем со светом, с льющейся каплей в океане мироздания.

Понять, чем является человеческое существо, требует усилия иного, нежели исследование и предположение, это онтологический процесс, процесс собственного создания собственной картины мироздания. С этой точки зрения, когда ученик начинает вытесывать свой камень, он задается вопросом, делает ли он это, как представитель собственной расы, или как часть земной природы, или, возможно, как скитающаяся душа, или, возможно, просто как член общества.

Наступает момент, когда кажется, что ответ прост, что все эти части составляют целое. Здесь мы оказываемся в новой ловушке. Ответ, который кажется окончательным, ограничивает свободное течение мысли, все, что подталкивает нас удовлетвориться результатом, может оказаться непростительной оплошностью.

Чем дальше мы углубляемся в этом направлении, тем больше возникает вопросов. Чем глубже мы спускаемся в бездну собственной самости, тем больше тайны и незнания встречаем.

Если позволить нашему разуму совершить умозрительный трюк, можно с легкостью заключить, что человеческое существо – набор и комплекс из всего, о чем было сказано выше. Напротив, вызывает трепет созерцание сложности человеческой сути, если нам хватает смелости приблизиться к этой бездне и не отводить взгляд от нее. И невыносимо созерцать присутствие собственной самости, поскольку ее имя есть Хаос.

Дикий камень представляет дикую натуру человеческого существа, настолько дикую, что она склоняется более к хаосу, чем к геометрии и совершенству. Насколько бы мы не любили математику, музыку, философию и геометрию, мы сделаны настолько же из света, насколько из тьмы. Фраза о том, что человек является наполовину ангелом, наполовину зверем, может удовлетворить только детей и профанов., на наше счастье, существуют мысли и онтологии более глубокие и древние. В митраизме, предшествующем гностицизму, о человеческом существе говорится как о теле свете, разорванном клочьями мрака.

Осознать это, не как красивую фразу, но до той точки осознания, которая порождает озноб, означает начать работу по вытесыванию собственного камня.

Найти присутствие Хаоса и Тьмы внутри самого себя и созерцать их, пока твоя кровь не начнет вибрировать в венах, означает избегнуть той тенденции к самообману, которая есть дитя невежества и амбиций.

Прекрасно, что в градусе ученика мы встречаемся с обязанностью провести заново ревизию собственной самости, так как, вступая в Братство уже во взрослом возрасте, мы склонны забыть те фундаментальные вопросы о бытии, которые настолько нас занимают в юности. Из-за недостатка в учителях, терпения и дисциплины, редко эти фундаментальные вопросы находят свои ответы, и мы, удовлетворившись мимолетным, неполным пониманием, строим в юности свое мироздание на песке, обживая дальше это эфемерное сооружение, как подлинный храм.

С этой точки зрения, работа с символами в первых градусах является также работой с собственной дисциплиной, которая призывает нас пересматривать собственные убеждения, уточняя и проверяя их, чтобы избегнуть догматичности внутри самого себя. Выстраивать свое познание заново, еще и еще раз, улучшая его, означает удаляться от первоначального хаоса, присущего человеческой природе и приблизиться еще на шаг к ясности. Хотя моему первому градусу и не соответствует ничего более, чем вытесывать свой камень из аморфной глыбы всего стороннего и наносного, все же отсюда уже можно предчувствовать подлинный смысл созидательных планов, священные смыслы цифр, геометрии, справедливости и искусства, так, как они выражены у пифагорейцев и как то, что удерживает человеческое существо у края пропасти, за которым находится хаос.

Можно понять, что процесс вытесывания камня равен процессу самоосознания в ответе на вопрос – кто есть я, отвечая – я есмь человек, принимая свою человеческую природу.

Можно понять также, что вытесать камень, начиная свой путь в масонстве, означает вытесать человеческое существо из самого себя. Первые три удара молотом, которые производит ученик в день своей инициации, символизирует начало этой работы, появление нового человека из аморфной массы.

Можно понять, что камень, только что вытесанный из скалы, теряет стабильность и силу большого конгломерата, к которому он уже не принадлежит и с которым было привычно самоотождествляться, оказываясь незначительным и незаметным, одиноким и полным несовершенства.

Можно понять, что это несовершенство является природным качеством необработанного камня, но не его наиболее важной характеристикой.

Можно понять, наконец, что только созидательная конструктивная возможность, скрытая под его грубой еще поверхностью, делает его важным и значимым в нашей традиции. Отсюда начинается уже совсем другая история, но это уже история другого градуса.

He dicho.

Сестра О.Л.