Масонский барельеф

На разных интернет площадках, в группах и в общении, как между масонами, так и не масонами, заходит разговор о малочисленности масонства в России, его дезорганизованности и даже некоей враждебности.

Когда всё начинало возрождаться, то людей по настоящему интересующихся масонством просто неоткуда было взять, их не существовало. И даже те, кто о масонстве что-то читали или слышали, имели странные подчас представления, немного далёкие от реального понимания масонской традиции, а иногда и не соответствовавшие вообще пониманию масонства и масонской работы.

Но, ничего поделать с этим было нельзя и на первом этапе принимали почти всех, кто изъявлял своё согласие стать масоном. Естественно это были люди с советской ментальностью. Многие были атеистами, готовые заявить, что они верующие, что-бы оказаться в ложе.

И вот первые ложи начали наполняться первыми ещё вчера советскими людьми, с советскими ментальностью и стереотипами мышления. Кто-то, очутившись в масонстве, подумал, что теперь он избранный и даже небожитель, кто-то начал искать выгоду от столь удачного приобщения к всё ещё непонятной теме, а кто-то серьёзно заинтересовался масонством, его историей, ритуалами и символизмом. В результате, те, которые надеялись, что они что-то получат, какую-то выгоду, они со временем ушли из масонства, так его и не поняв, а им на смену пришли другие, также ищущие, также чего-то своего...

Переход Георгия Дергачёва в "регулярное" Англосаксонское масонство произошёл не случайно, этому способствовал некто Михаил Гардер - бывший французский военный, антисоветчик и эксперт по СССР. Он объяснил и растолковал Дергачёву, что всё самое интересное есть только в англосаксонском масонстве, что оно самое большое направление в мировом масонстве, и что перейдя в него он получит куда больше контактов и возможностей в самых разных областях человеческой жизнедеятельности.

Париж. 14 января 1992 года. Георгия Дергачёва, вместе с ещё несколькими масонами, не так давно покинувшими ложу "Северная звезда" Великого Востока Франции, которую они создали меньше года назад в Москве (28 апреля 1991 года), принимают во французскую ложу и тут же основывают новую ложу - "Гармония" от Великой национальной ложи Франции. Правда, ложа была мала и смолга начать проводить свои собрания только в октябре 1992 года в Москве, из-за того, что потребовалось привлечь ещё ряд масонов из Великого Востока Франции, чтоб укрепить ложу Гармония и начать построение англосаксонской ветви в России.

Первые работы ложи «Гармония» № 698 ВНЛФ в Москве, 7 сентября 1992 года
Первые работы ложи «Гармония» № 698 ВНЛФ в Москве, 7 сентября 1992 года

Шло время, Георгий Дергачёв продолжал агитировать своих бывших братьев на переход в Великую национальную ложу Франции, которая к 1994 году уже насчитывала 4 ложи в России, и которые обогатились братьями не только за счёт приёма новых членов, но и за счёт перехода из лож ВВФ.

А в 1995 году созрели условия для создания первой, с 1815 года, национальной суверенной великой ложи в России. Ею конечно же стала Великая Ложа России. И возглавил её Георгий Дергачёв.

Дело в том, что согласно Конституции и Общего регламента ВЛР, великий мастер может оставаться на должности не больше двух сроков подряд. И срок этот был обозначен одним годом. Но Дергачёв задержался на должности до 2002 года и со скандалом его покинул. А перед этим, в марте 2001 года, произошёл Первый раскол в ВЛР, в ходе которого 100 масонов вышли из ВЛР и создали независимую великую ложу - Русскую великую регулярную ложу. Причинами исхода братьев из ВЛР были многочисленные претензии к Дергачёву, к его ведению финансовых вопросов, нахождению его в должности сверх положенного на 4 года, его тесная смычка с Верховным советом России ДПШУ и его также (по сей, 27 год) бессменным руководителем.

В ВЛР тогда осталось 100 масонов и организация вынуждена была восстанавливаться. И это не говоря о том, что к 2001 году в ВЛР было 200 масонов в 16 заявленных ложах. Т.е., в среднем по 12,5 масонов в каждой ложе, что крайне мало для нормального функционирования любой ложи. В нормальной, стабильно работающей ложе должно быть не меньше 25 масонов. А что же было в ВЛР? В ВЛР было обычное очковтирательство, погоня за мнимым развитием. Создавались ложи, которые существовали только на бумаге. А мастера-масоны были записаны в несколько лож для создания видимости хоть какой-то численности.

В ложах Великого Востока Франции и Великой Ложи Франции ситуация была нехорошая с принятием новых братьев, ибо всё внимание желающих стать масонами было обращено на ВЛР и её псевдо успехи. По этой причине ложи ВВФ и ВЛФ не могли конкурировать с ВЛР и находились в не лучшем положение. И это памятуя о том, что Георгий Дергачёв активно зазывал масонов ВВФ и ВЛФ в ложи ВНЛФ, с 1992 по 1996 годы.

К 2007 году, после череды скандалов в ВЛР, смены нескольких великих мастеров, разделения в 2006 году на две конкурирующие между собой Великие ложи России, угрозы потери признания от Объединённой великой ложи Англии, ВЛР подошла с 27 ложами и 100 живыми масонами (т.е, по 3, 7 масона в каждой ложе). Фактически, число лож выросло с 16 до 27 за 6 лет, а количество масонов за 6 лет не выросло ни на одного. На самом деле, новых масонов принимали, но и уходило приличное их количество. Да и старые братья покидали масонство, не имея желания им заниматься в сложившихся условиях.

Накануне проведения 12-ой ассамблеи ВЛР была предпринята попытка объединиться с масонами РВРЛ, отколовшимися в 2001 году. Но попытка объединения провалилась, когда на самой ассамблее иностранные наблюдатели из Франции, Англии и США отказались признать мастерами-масонами и членами лож ВЛР целый ряд братьев, которых не допустили в зал проведения ассамблеи и не допустили до голосования. Ещё одной причиной наступившего Второго раскола стало выдвижение политтехнолога Андрея Богданова на должность Великого матера ВЛР. Богданов очутился в масонстве в 2000 году. История его принятия в ВЛР весьма тёмная. Со слов старых мастеров ВЛР, Богданов был записан как посвящённый, и через какое-то время был вписан в список членов ложи Гармония №1 ВЛР. В архивах ложи Гармония №1, в протоколах лож, на 2006 год он числился в градусе подмастерья. Но посвящений, как в степень ученика, так и подмастерья он не проходил. По крайней мере, в протоколах ложи Гармония записей об этом не было вплоть до 2007 года. И вот этот ловкий человек, который не посещал масонские собрания, а занимался своей профессиональной деятельностью, вдруг оказывается на должности Досточтимого мастера созданной под него ложи Цитадель №27, и одновременно с этим Великим Дародателем, т.е. великим офицером. Дело в том, что согласно Общего регламента ВЛР, быть великим офицером может только тот мастер-масон, кто отбыл 1 год на должности досточтимого мастера. И великим мастером может быть только тот великий офицер, кто отбыл не меньше одного срока на должности. Богданов всё это и отбыл...на бумаге. Но как было указано выше, нигде подтверждений масонских посвящений Богданова нет и никогда не было. И так получилось, что когда мастера-масоны, на 12 ассамблее ВЛР узнали, что некоего Богданова выдвигают на главную должность в великой ложе, то они вполне законно возмутились этому беззаконному акту. Ведь не может же быть так, что ученик или подмастерье становится великим мастером!? Так не бывает, сказали они. А им в ответ иностранные наблюдатели сказали, что бывает. Да ещё и Георгий Дергачёв, Владимир Джангирян, Великий командор ВСР ДПШУ, а также другие официальные, и не очень, лица подтвердили и доказали, что именно так и бывает в организации в которой не соблюдаются свои же Конституция и Общий регламент.

Так произошёл Второй раскол ВЛР. На это раз ВЛР опять разделилась на пополам. Только с Богдановым осталось 50 масонов. Из которых 30 были живыми и действующими, а остальные числились на бумаге. В этом случае не последовало никакого отзыва признания, так как в следующем 2008 году везде в англосаксонском мире начали трубить о том, что Богданов будет участвовать в выборах президента, и что он будет противостоять сами знаете кому...

А после выборов в ВЛР начали открываться новые ложи. Но вот беда, численность ВЛР не росла. И только к 2013 году начали появляться сообщения, что вроде как численность ВЛР уже 700 масонов, а в 2014 году аж 1000. Всё бы так красиво и продолжалось, но стали появляться сообщения, что из ВЛР активно выходят разные масоны, и молодые и старые, и что численность колеблется около 400 человек. И что не помогают многочисленные выступления "Главногомасонароссии" о том, что его личная организация всё также, по прежнему, признаётся во всём англосаксонском мире. Люди перестали обращать внимания на старую шарманку подмастерья-великогомастера и доносящуюся из неё набившую оскомину музыку. К тому же, при помощи своих великих офицеров, которых назначал и переназначал Богданов, в Конституцию и Общий регламент были внесены поправки, согласно которым срок пребывания на должности великого мастера увеличился сначала до 3 лет, потом до 5 лет. Многие члены ВЛР были сим самоуправством не довольны, и ждали, сначала, что Богданов уйдёт с должности в 2015 году...потом снова ждали, что он уйдёт в 2020. Ожидания их были напрасны, а Богданов не имел намерения куда то уходить. Круг замкнулся. Старая болезнь великих мастеров ВЛР снова проникла в руководство ВЛР. Только теперь речь идёт не о занятии двух сроков должности великого мастера, а практически бесконечном пребывании в должности. Сам Богданов стал делать отсылки к великому мастеру Объединённой великой ложи Англии, что мол вон, в Англии, Эдвард, принц Кентский, с 1967 года великим мастером является, и ничего, никто его не переизбирает, и никто не хочет переизбирать. Но одно дело в Англии, с её 200 000 великой ложей (которая, кстати сказать, уменьшилась с 350 000 до 200 000 за последние 20 лет), и её великим мастером, и другое дело в России, с каким-то политтехнологом зарабатывающим спойлерством на различных выборах... В том числе, из-за того, что Богданов держится за должность уже 16 год, стали уходить последние 4 года старые братья ВЛР. Те, кто разбирается в масонстве, любит его и понимает. Они не смогли смириться с тем, что какой-то подмастерье захватит власть и будет выворачивать масонские идеалы и принципы на свой политтехнологический манер, сделает из ВЛР свою карманную организацию...

Люди стали искать и обращать свой взор на альтернативные организации, которые не занимаются неприкрытым враньём о своё развитии, которые строят свои организации без приписок численности и количества пустышек-лож, которые занимаются масонством, а не коммерческими проектами под прикрытием масонской деятельности...

Отвечая на главный вопрос о численности российского масонства, можно сказать следующее, многие люди о масонстве не знают ничего правдивого, не стремятся разобраться в масонстве, потому-что это им не сулит никакой выгоды, или считают, что они составили своё представлением о нём и это представление не требует никакой корректировки или получения дополнительной информации. При отсутствии интереса к получению информации, нежелании понять, чем является масонство, у большинства людей не возникает и желания стать масонами. Добавить к этому можно утраченную линию преемственности российского масонства, которая оборвалась в 1822 году, ненадолго появилась в 1905 году, и угасла вновь в 1918 году. Можно ещё упомянуть весьма бурную работу масонов за пределами России с 1918 года по 1979 год. И начало новой эры для отечественного масонства, через возрождение в ложе "Северная звезда" Великого Востока Франции. На мой взгляд, по причине отсутствия преемственности Российского масонства, качественной литературы о нём, наличия полукоммерческий англосаксонской структуры, руководитель которой не может ничего интересного рассказать о масонстве, ибо посвящений не проходил и зодческих работ не писал ни в один градус, у людей не возникает интереса, а потому и желания стать масонами, познать масонство и возможно изменить себя к лучшему.

На сегодняшний день, общее число масонов, всех масонских организаций в России, не превышает 1000 человек. Примерно столько же покинули масонство.

Если российскому масонству удастся преодолеть те болезни, которые его сопровождают с момента его возрождения, то оно вполне может стать самодостаточным явлением внерелигиозной и внеполитической формы объединения людей, хранящих и передающих многовековую традицию умозрительного философского масонства.