Розенкрейцество

Розенкрейцеры (Орден розы и креста) — теологическое и тайное мистическое общество, по легенде основанное в период позднего Средневековья в Германии неким Христианом Розенкрейцем. Ставит перед собой задачи совершенствования христианства и достижения прочного благоденствия государств и отдельных лиц.

Истоки розенкрейцерства могут быть прослежены к двум манифестам, получившим распространение в Германии в промежутке между 1607 и 1616 годами. Они носили названия «Fama Fraternitatis» (Слава Братства RC) и «Confessio Fraternitatis» (Вероисповедание братства RC). В 1616 году к ним прибавился аллегорический трактат «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца». Из этих текстов следовало, что в Европе издревле существует «наиболее чтимый орден» мистиков-философов-учёных, ставящих своей целью «всемирную реформацию человечества». Согласно розенкрейцерам, их учение построено «на древних эзотерических истинах», которые «скрыты от обыкновенного человека, обеспечивают понимание природы, физической вселенной и духовного царства», что отчасти символизируется эмблемой братства — розой, распускающейся на кресте.

В первые века своего существования розенкрейцерство было тесно связано с лютеранством и вообще с протестантизмом. Фрэнсис Йейтс видела в розенкрейцерах XVII века предшественников века Просвещения. Согласно историку Дэвиду Стивенсону, это культурное движение оказало существенное влияние на становление в Шотландии сходного мистического общества — масонства. В последующем многие тайные общества производили свою преемственность и обряды полностью или частично от немецких розенкрейцеров XVI—XVII веков (а через их посредство — от храмовников или даже рыцарей Круглого стола).

Три манифеста

В тексте «Fama Fraternitatis» изложена легенда о немецком учёном и философе-мистике, именуемом «брат C.R.C.» (лишь в третьем манифесте его имя расшифровано как Христиан Розенкрейц). Утверждается, что «наш Отец Христиан» родился в 1378 году и прожил 106 лет. В первом манифесте говорилось, что Христиан первоначально воспитывался в монастыре, а затем отправился в паломничество в Святую землю. Однако путешествию в Иерусалим он предпочёл общение с мудрецами Дамаска, Феса и таинственного Дамкара. Вернувшись на родину вместе с тремя учениками он создал «братство розы и креста», главной целью которого было постижение божественной мудрости, раскрытие тайн природы и оказание помощи людям. Традиционно датой создания братства считается 1407 год.

Согласно легенде, во время жизни Христиана Розенкрейца «орден розы и креста» состоял не более чем из восьми членов, каждый из которых был доктор или бакалавр. Все они поклялись не взимать плату за лечение больных, сохранять братство в тайне и найти себе замену прежде, чем умрут. В 1484 году Розенкрейц умер, и только через 120 лет его могила с секретными книгами (согласно его предсказанию) была обнаружена его последователями.
На его мавзолее был выведен латинский девиз: «От Бога рождаемся. Во Христе умираем. Воскресаем в Духе Святом».

Считается, что первый манифест розенкрейцеров написан под влиянием работы философа-герметика Генриха Кунрата Гамбургского, автора «Amphitheatrum Sapientiae Aeternae» (1609), а на него, в свою очередь, повлиял англичанин Джон Ди, автор «Иероглифической монады» (1564), упоминаемой и в «Химической свадьбе Христиана Розенкрейца». Автор манифеста сравнивал тайное писание братства с трудами Парацельса.

Три манифеста розенкрейцеров, появившиеся в Германии начала XVII века, привлекли к себе живой интерес современников. Многие выдающиеся учёные и философы того времени пытались подтвердить реальное существование загадочного братства — и впоследствии некоторые из них (как, например, Михаэль Майер — лейб-медик и секретарь императора Рудольфа II) уверяли, что им это удалось. Гораздо чаще манифесты расценивали в качестве мистификации или аллегории.

«Манифесты розенкрейцеров задумывались (по крайней мере, по словам их предполагаемых авторов) как интеллектуальная игра, более или менее шуточный литературный опыт в духе утопического жанра», — утверждает Умберто Эко. Авторство «Химической свадьбы» приписывал себе лютеранский богослов Иоганн Валентин Андреа (1586—1654), характеризовавший это сочинение как игралище праздного ума. В поздних работах он насмехается над алхимией и помещает её в один ряд с музыкой, искусством, театром и астрологией, как дисциплинами самыми легковесными. Фрэнсис Йейтс оспаривает его авторство, и это мнение является наиболее распространённым.

Эмблема розы, распускающейся на кресте, использовалась более чем за 80 лет до публикации первого манифеста — в португальском монастыре Ордена Христа. Этот орден является правопреемником тамплиеров на территории Португалии. В 1530 году был издан второстепенный труд Парацельса «Prognosticatio Eximii Doctoris Paracelsi», где также присутствует образ двойного креста на распустившейся розе.

Степень розенкрейцера в масонстве 
«Рыцарь розы и креста» — 18° в Древнем и принятом шотландском уставе. Первые упоминания об этом градусе относятся к 1765 году. Градус вошёл в ритуальную практику и получил широкое распространение после 1780 года.

После 1782 года масонство добавило в свою ритуальную практику египетские, греческие и друидические мистерии. Маркони де Негре со своим отцом Габриелем Маркони в 1839 году учредил масонский Устав Мемфиса, отталкиваясь от более ранних алхимических и герметических изысканий розенкрейцерского учёного барона де Вестерода. Таким образом, степень Рыцаря розы и креста появилась и в египетском масонстве. Данная степень также как и в ДПШУ практикуется, либо в 18°, либо в 17°.

Степень Рыцаря розы и креста встречается в дополнительных орденах Французского устава. Так, посвящение в неё проходит в 4 ордене этого устава.

Современные общества 
Разнообразные группы, связывавшие себя с «розенкейцерской традицией», можно разделить на три категории: эзотерическо-христианские розенкрейцерские общества, исповедующие Христа; масонские розенкрейцерские общества, такие как Societas Rosicruciana; инициатические общества, такие как Золотая Заря и Древний Мистический Орден Розы и Креста.

В 1909 году Макс Гендель, порвав с доктором Штейнером, создаёт «Братство розенкрейцеров» со штаб-квартирой в калифорнийском Ошенсайде, Калифорния. В этом же году издаёт свой главный труд «Космоконцепция розенкрейцеров», претендующий на изложение универсальной схемы эволюционных процессов человека и Вселенной.

Другие христианско-розенкрейцерски ориентированные общества включают: Антропософское общество (1912), Lectorium Rosicrucianum (1924), Археософское общество (1968).

Масонские розенкрейцерские организации, обеспечивающие подготовку посредством прямого обучения и/или через практику символически-инициатического путешествия:
Общество розенкрейцеров Англии (1866). Это масонское эзотерическое общество переиздало розенкрейцерские манифесты в 1923 году. Широко известным членом является Артур Эдвард Уэйт.

Инициатические общества, которые следуют системе степеней в обучении и содержат инициации:
Античный мистический орден Розы и Креста (AMORC), основанный в США в 1915 году.

Хронологический список нео-розенкрейцерских обществ

Братство Розы-Креста (1861);
Розенкрейцерское Общество Англии (SRIA) (1860—1865)
Розенкрейцерское общество Соединённых Штатов (SRICF) (1879);
Каббалистический Орден Розы-Креста (1888);
Строители Святилища — «Строители Святая Святых» — последователи учения Золотой Зари, с прямой преемственностью от Мазерса. Их Храм существовал в США, был лоялен к Мазерсу и Парижскому Храму Золотой Зари «Ахатхор» (1888);
Герметический Орден Золотой Зари (1888);
Розенкрейцерское Общество Америки (SRIA) (1889);
Орден Розы Креста (1889);
Алхимическое общество Розы-Креста (Алхимическая ассоциация Франции), (1896);
Орден Золотого и Розового Креста (Древний Тайный Орден Красной Розы и Золотого Креста);
Розенкрейцерское Братство (Ассоциация Христианских Мистиков);
Орден Храма Розы-Креста (1912);
Братство Розы-Креста (FRC) (1920);

Существуют и другие розенкрейцерские общества, не перечисленные здесь. Некоторые не используют название «розенкрейцерский» в собственном названии. Некоторые перечисленные группы могут быть распущенными или не действующими.

Розенкрейцеры в России

Розенкрейцерская группа — И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский, С. М. Эйзенштейн (БССР, Минск, 1920)
Розенкрейцерская группа — И. Ф. Смолин, Б. Л. Плетнер, Б. М. Зубакин, П. А. Аренский, С. М. Эйзенштейн (БССР, Минск, 1920)

Число розенкрейцеров среди русских франкмасонов XVIII—XIX веков было весьма невелико. Первым розенкрейцером в России был Иван Шварц (1751—1784), выходец из Трансильвании. В 1781 году в Берлине он был принят в Орден золотого и розового креста, а в октябре того же года получил грамоту на право считаться его единственным полномочным представителем «во всём Императорско-российском государстве и его землях».

После смерти Шварца первенство во внутренних ступенях ордена перешло к московской группе Н. И. Новикова. Новиков утверждал, будто первым открыл ему, что «истинное масонство есть таинство розенкрейцеров», мистически настроенный фельдмаршал Репнин, предупредив, впрочем, что «истинных розенкрейцеров… весьма трудно найти, а вступление в их общество ещё труднее».

В конце 1906 года доктор Рудольф Штейнер прочёл в Париже ряд лекций о Христиане Розенкрейце; одна из них была тогда же переведена на русский язык его ученицей А. Р. Минцловой. Прибыв в Россию в качестве эмиссара ордена, Минцлова обещала приобщить к братству розы и креста ведущих русских символистов — Вячеслава Иванова в Петербурге (идентифицировался с Розой) и Андрея Белого в Москве (идентифицировался с Крестом). Она рисовала им головокружительные перспективы создания «нового ордена» на развалинах старого:

«Вооружение Рыцарей формировало рыцарский круг: Круглый Стол, в котором появился Грааль; сначала хранимый рыцарями Грааля, затем Рыцарями Тамплиерами, а в конечном счёте — розенкрейцерами. <…> Старшее поколение (Кунрат, ван Хельмонт и другие) вполне развито; линия ушла, как говорится, под землю; и это было Восточное Братство, которое на самом деле и посвятило Новикова. <…> Я вызван на помощь; вместе с Минцловой мы трое составим настоящий треугольник для строительства храма рыцарей; вокруг этих „двух“ соберутся кружки; Минцлова будет осуществлять связь с Братством Посвящённых». Андрей Белый

Минцлова передала своим последователям в России и трёхчастный девиз розенкрейцеров: «Ex Deo Nascimur (E.D.N.) In Christo mortimur (I.C.M.) In Spiritu Sancto Renascimur (I.S.S.R.)''». Письма другим адептам тайного учения Иванов подписывал I.C.M., а Белый — I.S.S.R. Свою повесть «Котик Летаев» (1915-16) Белый закончил словами: «Во Христе умираем, чтоб в Духе воскреснуть». В этот период мотив розы и креста стал одним из определяющих в поэзии Иванова, а Александр Блок, увлёкшись мистическими учениями, создал в 1912 году своё любимейшее детище — пьесу «Роза и крест».

Первый в России нового времени кружок последователей розенкрейцерского учения организовал в Озерках под Петербургом в 1907 году аптекарский служащий Александр Кордиг. Теория заговора причисляет розенкрейцеров к числу движущих сил Февральской революции 1917 года. Прежде своего исчезновения в 1910 году Минцлова рассказывала, что «будто бы имела беседу с одним из великих князей. Мистическим масоном и розенкрейцером называл себя великий князь Александр Михайлович (зять царя) и что будто бы этот последний поставил вопрос, как нам быть с нашей родиной и что делать с царём Николаем Вторым.

В 1905 году писатель Эллис и историк Николай Петрович Киселёв запланировали написать первую на русском языке историю розенкрейцерства. Этот замысел был исполнен годы спустя Киселёвым, но лишь отчасти — в виде труда «Из истории русского розенкрейцерства».

Благодаря уцелевшим орденским документам и текстам известно духовное братство квази-розенкрейцеров «Lux Astralis», основанное поэтом Борисом  Зубакиным и существовавшее с 1912 по 1937 годы. С 1916 по 1933 годы существовал орден «Московских розенкрейцеров-манихеистов» (орионийцев), члены которого разработали церемониальную магию.

Под руководством Вадима Чеховского и Евгения Тегера в общем кругу мистических, религиозных и оккультных движений, организаций и групп, действовавших в России в 1920-х годах, с 1925 по 1928 годы существовал Розенкрейцерский орден «Эмиш редевивус», ставивший перед собой задачу опытным путём овладеть оккультными силами природы, на практике возродив утраченную за века полноту древнего посвящения и «проводивший постановку лабораторных опытов по передаче мысли на расстоянии, экстериоризации, культивированию элементалей, оперативной магии».

Одним из последних розенкрейцеров в России был Дмитрий Недович, о встрече с ним в Бутырской тюрьме пишет Лев Копелев в книге «Хранить вечно».